ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | № 3/2010 Март 2010
31.03.2010

№ 3/2010 Март 2010

Государственная регистрация

9 марта 2010 г. принято Постановление Правительства РФ N 135 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в соответствии с которым изменена компетенция Федеральной налоговой службы (ФНС), а также Министерства Финансов РФ.

В рамках приведения в соответствие компетенции государственных органов с изменениями, внесенными в нормы гражданского законодательства, из компетенции ФНС исключена регистрация договоров коммерческой концессии. Одновременно ФНС наделена полномочиями по утверждению форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, ФНС уполномочена утверждать требования к предоставлению документов в регистрирующий орган, а также форму и содержание документа, подтверждающего внесение записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.


Судебная практика
Позиция Конституционного Суда РФ

За последнее время был принят ряд Постановлений Конституционного Суда РФ (КС) по вопросам, связанным с применением норм процессуального законодательства, касающихся пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам, а также обжалования судебных актов в порядке надзора.

1.   19 марта 2010 г. принято Постановление Конституционного Суда РФ N 7-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 397 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан И.В. Амосовой, Т.Т. Васильевой, К.Н. Жестковой и других". В соответствии с данным Постановлением ч. 2 ст. 397 ГПК РФ была признана несоответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она препятствует обжалованию в кассационном (апелляционном) порядке определений судов первой инстанции об удовлетворении заявлений о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам.

Согласно ч. 2 ст. 397 ГПК РФ определение суда первой инстанции об удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, постановления президиума суда надзорной инстанции обжалованию не подлежит. КС счел данную норму неконституционной, указав, что пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам  и соответственно отмена вступившего в законную силу судебного акта порождает для лиц, участвующих в деле, особые последствия, затрагивая их права и обязанности. В процессуальном законодательстве должны предусматриваться средства  защиты от необоснованной отмены судебных актов и возможность исправления судебной ошибки. КС  указал на существующий риск неправомерной или даже произвольной отмены вступивших в  законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, при этом невозможность обжалования приводит к ущемлению прав граждан на судебную защиту и невозможности восстановления нарушенных прав. КС еще раз отметил необходимость законодательного регулирования однородных правоотношений одинаковым образом и недопустимость ограничения процессуальных прав граждан, указав, что в настоящее время нормы процессуального законодательства (АПК РФ и ГПК РФ) различным образом регулируют отношения по аналогичному вопросу. Нормы АПК, позволяют обжаловать определения о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Таким образом, КС признал, что ч. 2 ст. 397 ГПК РФ, исключая возможность кассационной (апелляционной) проверки законности и обоснованности определения суда  первой  инстанции об удовлетворении заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам и, соответственно, об отмене данного судебного акта, и, не предусматривая адекватных средств исправления незаконных и необоснованных решений, нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, в связи с чем данная норма была признана неконституционной.

Конституционный Суд РФ постановил, что федеральному законодателю надлежит внести соответствующие изменения в регулирование порядка обжалования указанных определений судов первой инстанции. Впредь до внесения таких изменений суды общей юрисдикции не вправе отказывать в рассмотрении частных жалоб на указанные определения в кассационном (апелляционном) порядке, установленном ГПК РФ.


2.   26 февраля 2010 г. принято Постановление Конституционного Суда РФ N 4-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.А. Дорошка, А.Е. Кота и Е.Ю. Федотовой", в соответствии с которым ч. 2 ст. 392 ГПК РФ была признана соответствующей Конституции РФ. КС однако указал, что федеральный законодатель обязан в целях надлежащего правового регулирования внести соответствующие изменения в ГПК РФ,  руководствуясь правовой позицией КС, изложенной в Постановлении.

Часть 2 ст. 392 ГПК РФ предусматривает перечень оснований для пересмотра вступивших в законную силу судебных актов. В числе оснований отсутствует такое, как установленное Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом общей юрисдикции конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в ЕСПЧ. КС указал, что отсутствие указанного основания в п. 2 ст. 392 ГПК РФ не может рассматриваться как позволение суду общей юрисдикции отказывать в пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам дела, в котором ЕСПЧ установил нарушения Конвенции. Не всякое решение ЕСПЧ, обязывающее государство-ответчика выплатить денежную компенсацию, обеспечивает тем самым и полное восстановление нарушенного права заявителя. ЕСПЧ лишь констатирует факт нарушения Конвенции. При этом на государство-ответчика возлагается обязанность по принятию мер, обеспечивающих восстановление нарушенных прав гражданина, в том числе, путем установления в правовой системе адекватных возможностей для пересмотра дел, включая возобновление производства по делу в тех инстанциях, в которых допущено нарушение. Таким образом, КС указал, что лицо, по жалобе которого вынесено постановление ЕСПЧ, должно иметь возможность обратиться в компетентный суд с заявлением о пересмотре вынесенных по его делу судебных постановлений и быть уверенным, что его заявление будет рассмотрено. Иное свидетельствовало бы об умалении и ограничении права каждого на судебную защиту.

КС постановил, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл ч. 2 ст. 392 ГПК РФ является общеобязательным и исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.


3.   17 марта 2010 г. принято Постановление Конституционного Суда РФ N 6-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 117, части 4 статьи 292, статей 295, 296, 299 и части 2 статьи 310 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой закрытого акционерного общества "Довод".

КС признал указанные выше нормы АПК РФ, касающиеся восстановления пропущенного срока на обжалование судебных актов в порядке надзора, соответствующими Конституции РФ. При этом КС указал, что законодательное регулирование восстановления срока для подачи заявления о пересмотре в порядке надзора вступившего в законную силу судебного акта должно обеспечивать надлежащий баланс между принципом правовой определенности и правом на справедливое судебное разбирательство Восстановление пропущенного срока и, как следствие, возбуждение надзорного производства по делу должны иметь место лишь в течение ограниченного разумными пределами периода и при наличии существенных объективных обстоятельств, не позволивших заинтересованному лицу, добивающемуся его восстановления, защитить свои права ни в апелляционной (кассационной) инстанции, ни в рамках общего срока для надзорного обжалования. Таким образом, для восстановления пропущенного срока необходимы уважительные причины, подтвержденные соответствующими доказательствами. Нормы АПК предполагают обязательность оценки компетентными арбитражными судами обоснованности доводов лица, настаивающего на восстановлении пропущенного срока, и не исключают возможность прекращения возбужденного производства по делу.


Законотворчество. Процессуальное законодательство

4 марта 2010 года Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принял Постановление «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации». Данный законопроект подготовлен в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 года №1-П, которое предусматривает обязанность законодателя внести изменения и дополнения в арбитражное процессуальное законодательство, закрепляющие возможность пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, основанного на правовой норме, практика применения которой после вступления в законную силу данного акта определена (изменена) постановлением Пленума ВАС РФ или Президиума ВАС РФ, вынесенным по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора. Правовые позиции, формируемые ВАС РФ в целях поддержания единообразия в толковании и применении норм права, могут являться основанием для пересмотра в порядке надзора вступившего в законную силу судебного акта. Законопроектом предлагается модифицировать институт пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам, в частности путем разграничения обстоятельств на «новые» (обстоятельства, возникшие после принятия судебного акта и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела) и «вновь открывшиеся» (существовавшие на момент принятия судебного акта).


Защита персональных данных

5 февраля 2010 г. принят Приказ Федеральной службы по техническому и экспортному контролю N 58 "Об утверждении Положения о методах и способах защиты информации в информационных системах персональных данных".

Установлены методы и способы защиты информации, применяемые для обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, к которым, в частности, относятся: методы и способы защиты информации от несанкционированного доступа, результатом которого может стать, в том числе, уничтожение, изменение, блокирование, копирование, распространение персональных данных; а также методы защиты информации от утечки по техническим каналам. Для выбора и реализации методов и способов защиты информации может привлекаться организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации. Выбор и реализация методов и способов защиты информации осуществляются на основе угроз безопасности  персональных данных (модели угроз) и в зависимости от класса информационной системы. Приведены конкретные методы защиты информации от несанкционированного доступа, а также методы защиты информации от утечки по техническим каналам. Положение не распространяется на персональные данные, отнесенные к сведениям, составляющим государственную тайну, а также на криптографические методы и способы защиты информации.


Рынок ценных бумаг

1.   26 января 2010 г. принят Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам N 10-3/пз-н "О внесении изменений в некоторые приказы Федеральной службы по финансовым рынкам", в соответствии с которым пересматривается порядок лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Утратила силу норма, предоставляющая соискателю лицензии право подать документы в одну из саморегулируемых организаций для получения ходатайства о выдаче ответствующей лицензии. Изменено лицензионное условие относительно наличия у единоличного исполнительного органа соискателя лицензии опыта работы в определенных должностях. Теперь опыт работы должен составлять не менее двух лет (ранее – не менее одного года), при этом дополнен перечень организаций опыт работы в которых учитывается для данных целей. Установлен порядок действий лицензиата  в случае приостановления или досрочного прекращения полномочий единоличного исполнительного органа.

Утратили силу или изменены некоторые положения, регулирующие процедуру рассмотрения, выдачи и отказа в выдаче, переоформления лицензии. Установлено, что лицензиат обязан прекратить осуществление соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с даты вступления в силу соответствующего решения о приостановлении действия либо аннулировании лицензии (ранее – с даты получения соответствующего уведомления). Лицензиат обязан в течение 5-и рабочих дней с даты вступления в силу решения об аннулировании лицензии передать лицензирующему органу бланк аннулированной лицензии. В случае непредставления бланка в указанный срок лицензирующий орган в течение 60-и дней с даты принятия решения об аннулировании лицензии направляет соответствующие сведения в правоохранительные органы. Также внесены изменения в регулирование деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг в части времени предоставления информации о заключении сделок.


2.   9 февраля 2010 г. принят Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам N 10-6/пз-н "Об утверждении Перечня иностранных организаций, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, в которых российские депозитарии вправе открывать счет лица, действующего в интересах других лиц, для обеспечения учета прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации". Перечень содержит более 60-и иностранных организаций с указанием их наименований на русском и английском языках.


Товарные биржи

4 марта 2010 г. принято Постановление Правительства РФ N 121 "Об утверждении Положения о лицензировании товарных бирж на территории Российской Федерации", в соответствии с которым определен порядок выдачи, аннулирования и приостановления действия лицензии на организацию биржевой торговли.

Установлены перечень лицензионных требований и условий, форма предоставляемого соискателем лицензии заявления, срок принятия решения о выдаче и срок выдачи лицензии, случаи отказа в выдаче лицензии, а также процедура повторного рассмотрения документов и переоформления лицензии. Установлены основания и порядок принятия решений об аннулировании, а также о приостановлении и возобновления действия лицензии. Предусмотрена обязанность товарной биржи ежегодно до 1 апреля представлять в уполномоченный государственный орган заверенную копию аудиторского заключения, а также расчет собственных средств на последнюю отчетную дату.

2 марта 2010 г. принято Постановление Правительства РФ N 111 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, заключающих в биржевой торговле договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является биржевой товар".

Установлены условия и порядок выдачи, переоформления, приостановления действия и аннулирования лицензий на заключение биржевыми посредниками и биржевыми брокерами соответствующих договоров. Указано, что лицензия выдается без ограничения срока. приведены лицензионные требования и условия, приведены перечни документов, представляемых соискателями для получения лицензии, сроки принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии Приведен перечень оснований для отказа в выдаче лицензии. Предусмотрено право судебного обжалования такого отказа. Уполномоченный государственный орган ведет реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и  аннулированных лицензий. Установлены основания и порядок переоформления лицензии.


Ставка рефинансирования

По информации ЦБР от 26 марта 2010 г. с 29 марта 2010 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 8,25 % годовых. Последняя ставка действовала с 24 февраля 2010 г. и составляла 8,5 % годовых. В связи с этим соответственно пересмотрены процентные ставки по операциям, проводимым Банком России.