ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | № 7/2010 Июль 2010
27.07.2010

№ 7/2010 Июль 2010

Инсайдерская информация, манипулирование рынком

27 июля 2010 г. принят Федеральный закон N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации». Целью данного закона являетсяобеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и товары, равенства инвесторов и укрепление их доверия путем создания правового механизмапредотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форменеправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.
Федеральный закон регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами,иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены или в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на организованных торгах на территории РФ, с финансовыми инструментами,цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров,допущенных или в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на организованных торгах. Приведен перечень отношений, к которым Федеральный закон не применяется (в частности, ксоответствующим операциям ЦБР с финансовыми инструментами, иностранной валютой в целяхосуществления единой государственной денежно-кредитной политики, защиты и обеспечению устойчивости рубля; операций Правительства РФ и высших органов исполнительной власти субъектовРФ в целях управления государственным долгом).
Инсайдерской информацией признается точная и конкретная информация, которая не былараспространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов,иностранной валюты и (или) товаров икоторая относится к информации, включенной впредусмотренный законом перечень инсайдерской информации. Федеральный закон также содержитопределения иных употребляемых в нем терминов, в частности, «предоставление информации»,«распространение информации».
Определены сведения, относящиеся к инсайдерской информации, лица, которые признаютсяинсайдерами. Кроме этого определены действия, которые относятся к манипулированию рынком.
Предусмотрены меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерногоиспользования инсайдерской информации, манипулирования рынком -ограничения на использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком, последствия использования
инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, правила раскрытия или предоставления инсайдерской информации, требования по ведению и передаче списка инсайдеров, уведомлениеинсайдерами о совершенных ими операциях, порядок осуществления государственного контроля ипр.
Определены функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков в рамках противодействия неправомерному использованию инсайдерскойинформации и манипулированию рынком.
Федеральный закон также содержит положения о внесении изменений в иные нормативныеакты, в частности, в ФЗ«О банках и банковской деятельности», «О товарных биржах и биржевойторговле», «О рынке ценных бумаг», УК РФ и КоАП.

Консолидированная финансовая отчетность юридических лиц

27 июля 2010 г. принят Федеральный закон N 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», в соответствии с которым урегулирован порядок составления и представления консолидированной финансовой отчетности юридических лиц, созданных по законодательству РФ.Установлено, что кредитные, страховые организации, а также организации, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынкеценных бумаг, обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии сМеждународными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
Консолидированная финансовая отчетность организации составляется наряду с бухгалтерскойотчетностью, составляемой на основе национального законодательства. Установлено также, что натерритории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности и признанные в порядке,установленном Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Предусмотренпорядок и сроки предоставления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности. Предусмотрена обязательная публикация, а также обязательный аудит годовойконсолидированной финансовой отчетности. Аудиторское заключение представляется и публикуетсявместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью. Закон предусматривает сроки, с наступления которых применяются к соответствующим юридическим лицам предусмотренные в немположения.

Аудиторская деятельность

1 июля 2010 г. принят Федеральный закон N 136-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Расширен перечень субъектов, обязательный аудитотчетности которых вправе проводить только аудиторские организации. Это государственныекорпорации и компании, а также юридические лица, доля государственной собственности в уставном(складочном) капитале которых составляет не менее 25%. Договор на проведение аудита вотношении указанных юридических лиц заключается по итогам торгов в форме открытого конкурса.
Закон также содержит положения о страховании ответственности аудиторских организаций, об ограничении по проведению аудита страховых организаций, с которыми аудиторами заключеныдоговоры страхования. Установлена обязанность аудируемого лица исполнять требованияфедеральных стандартов аудиторской деятельности.
Основная часть положений Федерального закона вступила в силу 5 июля 2010 г.
20 мая 2010 г. принят Приказ Минфина РФ N 46н «Об утверждении федеральных стандартоваудиторской деятельности». Утвержденные стандарты разработаны в соответствии смеждународными стандартами.

Микрофинансовая деятельность

2 июля 2010 г. принят Федеральный закон N 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Микрофинансовой деятельностью законодатель называет деятельность юридических лиц,имеющих статус микрофинансовой организации, а также иных юридических лиц, имеющих право наосуществление микрофинансовой деятельности по предоставлению микрозаймов(микрофинансирование) в соответствии законом. Микрозайм –это займ на сумму, не превышающую 1 млн. руб. Микрофинансовой организацией признается юридическое лицо, зарегистрированное вформе фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения (за исключением бюджетного),некоммерческого партнерства, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющеемикрофинансовую деятельность и внесенное в государственный реестр микрофинансовыхорганизаций в установленном порядке.
Установлен порядок осуществления деятельности микрофинансовых организаций, в томчисле, основные условия предоставления ими имкрозаймов, права и обязанности микрофинансовых организаций, а также лица, подавшего заявку на предоставление микрозайма, и заемщика.Предусмотрен ряд ограничений деятельности микрофинансовой организации. Установленаобязанность микрофинансовых организаций ежеквартально представлять уполномоченный орган отчет о своей микрофинансовой деятельности и о составе своих руководящих органов.
Предусмотрено ведение государственного реестра микрофинансовых организаций, указаночто содержащиеся в нем сведения являются общедоступными и открытыми. Установлен порядок приобретения юридическим лицом статуса микрофинансовой организации. Предусмотрены основания отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовыхорганизаций, а также основания исключения сведений о юридическом лице из указанного реестра.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.
В связи с принятием вышеуказанного Федерального закона 29 июня 2010 г. принятФедеральный закон N 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности имикрофинансовых организациях», в соответствии с которым, в частности, устанавливаетсяадминистративная ответственность за нарушение законодательства о микрофинансовой деятельности. Предусмотрено, что нарушение микрофинансовой организацией обязательныхтребований законодательства о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организацияхвлечет предупреждение или наложение на юридических лиц штрафа в размере 10 000 – 30 000 руб.
Федеральный закон вступает в силу с 3 января 2011 г.

Концессионные соглашения

2 июля 2010 г. принят Федеральный закон N 152-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».Предусмотрено, что объектом концессионного соглашения может быть недвижимое имущество илинедвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой ипредназначенные для осуществления предусмотренной концессионным соглашением деятельности (ранее только недвижимое имущество).
Установлено, что если объектом концессионного соглашения являются системы коммунальнойинфраструктуры, а также иные объекты коммунального хозяйства, такое имущество на моментзаключения концессионного соглашения может принадлежать государственному или муниципальномуунитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. При этом указанное унитарноепредприятие участвует в обязательствах по концессионному соглашению на стороне концедента и осуществляет отдельные полномочия концедента, в том числе, подписывает соответствующие актыприема-передачи.
Предусмотрены обязательные требования к концессионному соглашению, в том числе, о сроке передачи объекта, о порядке возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения. Указан перечень нарушений концедента, признаваемых существенными
нарушениями последним условий концессионного соглашения. Внесены изменения в порядокзаключения концессионного соглашения без проведения конкурса.
Основная часть положений Федерального закона вступила в силу 5 июля 2010 г.

Урегулирование споров. Медиация.

27 июля 2010 г. принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее –«Закон о медиации»), который регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим изгражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и инойэкономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений исемейных правоотношений. Закон о медиации нацелен содействие развитию партнерских деловыхотношений и формированию этики делового оборота, на создание правовых условий для примененияальтернативных внесудебных процедур урегулирования споров, где посредником являетсянезависимое лицо (медиатор).
Закон о медиации устанавливает правовую основу, условия и порядок применения процедурымедиации, ее начала и прекращения, определяет правовое положение сторон в рамках этой процедуры, закрепляет статус и требования к медиатору. В частности предусмотрено, чтодеятельность медиатора не является предпринимательской, может осуществляться как напрофессиональной, так и на непрофессиональной основе. Если деятельность медиаторов осуществляется на профессиональной основе, то применяются специально установленныетребования, в частности возрастные ограничения, требования о наличии образования и прохожденияспециального курса обучения по программе подготовки медиаторов в установленном Правительством РФ порядке.
Процедура медиации может применяться после возникновения споров, рассматриваемыхв порядке гражданского судопроизводства и судопроизводства в арбитражных судах. Процедурамедиации по спорам, переданным на рассмотрение суда или третейского суда до начала проведенияпроцедуры медиации, может проводиться только медиаторами, осуществляющими своюдеятельность на профессиональной основе
Законом о медиации также предусмотрены требования к соглашениям о проведении процедуры медиации, а также положения о конфиденциальности информации, относящейся кпроцедуре медиации. Предусмотрена возможность создания ассоциаций (союзов) организаций,осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, создания саморегулируемых организаций медиаторов.
Закон о медиации вступает в силу с 1 января 2011 г.
В связи с принятием Закона о медиации 27 июля 2010 года принят Федеральный закон «194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участиемпосредника (процедуре медиации)». Данным законом вносятся изменения в Гражданский кодекс РФ,Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации», в Федеральный закон «О рекламе».
Предусматривается, что течение срока исковой давности будет приостанавливаться в случае,когда стороны заключили соглашение опроведении процедуры медиации. Закрепляется право сторонобратиться за содействием к посреднику, в том числе к медиатору, и такое право должноразъясняться сторонам судом, наряду с иными процессуальными правами. Указанное правореализуется на любой стадии гражданского, арбитражного или третейского разбирательства, приэтом предусмотрено отложение судебного разбирательства на соответствующий срок. Медиативноесоглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедурымедиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения. Установлено, что не подлежат допросу в качестве свидетелей посредники, оказывающие содействие сторонам в урегулировании спора, в том числе медиаторы, об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением
соответствующих обязанностей.
Запрещается реклама услуг медиаторов, которые не прошли профессиональное обучение и неимеют документов, подтверждающих его. Также установлено, что в рекламе услуг медиаторов недолжно указываться на преимущества данной процедуры перед разрешением спора в судебномпорядке.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Арбитражный процесс

27 июля 2010 г. принят Федеральный закон N 228-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым внесен ряд важныхизменений в АПК РФ.
Установлено право председателя судебного состава принимать решения о коллегиальномрассмотрении дел в связи с их особой сложностью на основании мотивированного заявления судьи.Дополнены положения АПК об особом мнении судьи при коллегиальном рассмотрении дел. Измененпорядок выбора арбитражных заседателей. Внесены дополнения в положения АПК о подведомственности дел арбитражным судам. Предусмотрено, что по общему правилу решениеарбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационнойинстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Установлена обязанность лиц, участвующих в деле, после получения первого судебного актапо рассматриваемому делу самостоятельно предпринимать меры по получению информации одвижении дела. Указано, что если суд располагает информацией о том, что участвующие в деле лицанадлежащим образом извещены о начавшемся процессе, они несут риск наступлениянеблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движениидела.
1 июля 2010 г. принято Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 38 «Онекоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия».Постановление содержит разъяснения о порядке привлечения и участия в деле арбитражныхзаседателей, в частности, в случае участия в деле нескольких истцов и/или ответчиков, а также вслучае объединения нескольких однородных дел.
Уголовное законодательство
1 июля 2010 г. принят Федеральный закон N 147-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
УК РФ дополнен рядом новых статей, в соответствии с которыми установлена уголовная ответственность за: (а) фальсификацию ЕГРЮЛ, реестра владельцев ценных бумаг, а также системыдепозитарного учета; (б) фальсификацию решения общего собрания акционеров (участников)хозяйственного общества, решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества; (в) внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений.
Федеральный закон вступил в силу 5 июля 2010 г.