ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | № 9/2010 Сентябрь 2010
01.09.2010

№ 9/2010 Сентябрь 2010

Рынок ценных бумаг

1.        Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20 июля 2010 г. N 10-49/пз-н «Об утверждении Положения о лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг» определены новые лицензионные требования к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (далее – РЦБ). Положение распространяется на профессиональных участников РЦБ, осуществляющих: брокерскую, дилерскую деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарную, клиринговую деятельность; деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг и/или фондовой биржи.

Лицензия выдается на каждый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. При этом Приказом предусмотрены возможности и правила совмещения отдельных видов профессиональной деятельности на РЦБ. Приказ содержит лицензионные требования и условия, которые, в частности, касаются размера собственных средств лицензиатов, квалификационных требований работников лицензиатов. Установлены основания и порядок приостановления действия и аннулирования лицензии.

2.        В Информационном письме Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 сентября 2010 г. даны методические рекомендации по исполнению эмитентами ценных бумаг обязанности осуществлять раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет, во исполнение Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.

 В частности, эмитент может использовать свой сайт в сети Интернет либо иной сайт. При этом рекомендуется, чтобы доменное имя сайта, используемого для опубликования информации, было зарегистрировано на эмитента. При опубликовании в Интернете информации эмитент обязан обеспечить к ней свободный и необременительный доступ. Раскрывается понятие свободного и необременительного доступа, в том числе это возможность скачивания файла, содержащего опубликованную информацию, отсутствие паролей, процедуры регистрации, безвозмездность доступа к информации и пр. Информационное наполнение раздела сайта, предназначенного для раскрытия информации, рекомендуется производить на основании должностных регламентов или инструкций эмитента, как источника раскрываемой информации. Предусмотрены рекомендации по размещению информации в соответствии с определенными категориями, подкатегориями, по указанию индивидуальных признаков размещаемых документов (информации).


Налоговое регулирование

1.         Приказом Федеральной налоговой службы от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/392@ определен порядок списания признанных безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимся по состоянию на 1 января 2010 г. за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица.

Решение о признании указанной задолженности безнадежной принимает руководитель налогового органа по месту нахождения организации. При этом необходимо, чтобы организация одновременно соответствовала ряду условий: отвечать признакам недействующего юридического лица, иметь подлежащую списанию задолженность, она не должна находиться в процедурах, применяемых в деле о банкротстве. Кроме того обязательно наличие постановления об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскать задолженность. Также налоговый орган проверяет наличие или отсутствие у таких организаций операций по счетам в банках в течение последних 12 месяцев.

2.         3 сентября 2010 г. опубликовано Информационное сообщение Федеральной налоговой службы, содержащее разъяснения по изменениям в Налоговый кодекс, принятым Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №229-ФЗ. В частности, разъясняется, что с 2 сентября 2010 года постановка на учет, учет изменений в сведениях, а также снятие с учета организации по месту нахождения филиала, представительства осуществляются на основании сведений ЕГРЮЛ; по месту нахождения обособленного подразделения - на основании представляемых организацией сообщений. С учетом изложенного сообщается, что утвержденные Приказом ФНС РФ от 01.12.02006 N САЭ-3-09/826 формы заявлений о постановке на учет (форма N 1-2-Учет) и снятии с учета (форма N 1-4-Учет) не применяются.

При изменении места нахождения филиала (представительства) в регистрирующий орган рекомендовано представлять заявление в произвольной форме с указанием их прежнего и нового адреса. Приведены также рекомендуемые формы и порядок заполнения: сообщений о создании обособленного подразделения и изменениях в ранее сообщенные сведения, сообщений о закрытии обособленного подразделения, а также уведомления о выборе налогового органа для постановки на учет нескольких обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании.


Таможенное регулирование

1.         20 сентября 2010 г. принято Решение Комиссии Таможенного союза N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», которым утверждены соответственно: Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, Порядок контроля таможенной стоимости товаров и Порядок корректировки таможенной стоимости товаров.

            Порядок контроля таможенной стоимости товаров применяется с целью проверки соблюдения декларантом требований таможенного законодательства Таможенного союза в части правильности выбора и применении метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров. Предусмотрены процедуры контроля таможенной стоимости товаров как до, так и после их выпуска. Приведены формы решения о корректировке таможенной стоимости товаров, решения о проведении дополнительной проверки и определен перечень дополнительных документов и сведений, которые могут быть запрошены таможенным органом.

            Порядок декларирования определяет условия декларирования таможенной стоимости товаров, представления декларантом (таможенным представителем) документов для ее подтверждения, форму декларации таможенной стоимости и правила её заполнения.

Порядок корректировки таможенной стоимости определяет процедуры: осуществления корректировки таможенной стоимости товаров до и после их выпуска, пересчета подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, а также процедуры выпуска товаров с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если дополнительная проверка не может быть проведена в сроки выпуска товаров.

2.         Опубликовано Решение Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. №375, которым, в частности, утверждены: Перечень товаров, не подлежащих помещению под таможенную процедуру таможенного склада; Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки на таможенной территории; Категории товаров, для которых может быть установлен более продолжительный, чем установленный Таможенным кодексом Таможенного союза, срок переработки на таможенной территории; Перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории; Порядок приостановления и возобновления действия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в случае помещения временно ввезенных товаров под иную таможенную процедуру; Перечень категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза таких товаров.

3.         Опубликованный Приказ Минфина РФ от 21 мая 2010 г. N 48н «Об утверждении Порядка представления реестров таможенных деклараций» определяет правила представления в налоговые органы реестров таможенных деклараций для подтверждения правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, вывезенных в соответствии с таможенным режимом экспорта. Согласно Приказу плательщики НДС, реализующие товары, вывезенные в соответствии с таможенным режимом экспорта, могут представлять в налоговые органы по месту постановки на учет вместо таможенных деклараций реестры таможенных деклараций. Приказом определен порядок предоставления реестров таможенных деклараций.


Инновационная деятельность

1.         Опубликован Федеральный закон N 244-ФЗ от 28.09.2010 г. «Об инновационном центре «Сколково» (далее также – «Сколково», Центр), направленный на регулирование отношений, возникающих при реализации проекта создания и обеспечения функционирования «Сколково» и обеспечении жизнедеятельности на его территории. Указанный закон регулирует вопросы инфраструктуры территории «Сколково», устанавливая специальный правовой режим организаций, являющихся участниками проекта, и определяет особенности правового регулирования, связанного с реализацией проекта, в частности: особенности привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в целях реализации проекта, регулирования градостроительной деятельности на территории Центра, размещения и распространения рекламы на территории Центра; возмещение затрат по уплате таможенных платежей и т.д.

2.         Опубликован Федеральный закон №243-ФЗ от 28.09.2010 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково», которым, в частности, внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании», ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и некоторые другие законы. В целом специальный правовой режим «Сколково» и соответствующие новеллы федеральных законов направлены на применение к участникам проекта существенных льгот и освобождений, режимов, обеспечивающих максимальное снижение бюрократической нагрузки, сокращение разрешительных процедур.


Государственно-частное партнерство

            Во исполнение статьи 11 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и статьи 1791 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 13 сентября 2010 г. N 716 «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы».

            Федеральная адресная инвестиционная программа (далее - адресная программа) устанавливает распределение предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства и (или) осуществление на территории Российской Федерации иных капитальных вложений, а также на приобретение объектов для нужд федеральных органов исполнительной власти (в том числе жилья), реализацию укрупненных инвестиционных проектов. Проект адресной программы формируется и утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации. Оно же ежеквартально отчитывается перед Правительством РФ о ходе реализации программы.

            В адресной программе в отношении каждого объекта определяются государственный заказчик, застройщик, сроки подготовки проектной документации и ввода в эксплуатацию, объемы бюджетных ассигнований и др. Утвержденная адресная программа является основанием: а) для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для федеральных государственных нужд; б) для заключения в целях реализации бюджетных инвестиций договоров с юридическими лицами, не являющимися государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, , а также соглашений с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий.


Трудовое законодательство

1.         11 августа 2010 г. принят Приказ Федеральной миграционной службы N 250, которым утверждены требования к письменному предложению о въезде в Российскую Федерацию высококвалифицированного специалиста, порядок взаимодействия уполномоченных органов при оформлении иностранному гражданину обыкновенной деловой визы для въезда по указанному предложению. Приказом установлены порядок оформления и обязательные реквизиты письменного предложения, на основании которого приглашается для проведения переговоров по заключению трудового договора иностранный гражданин, заявивший о себе как о высококвалифицированном специалисте. Однократная обыкновенная деловая виза выдается на основании указанного предложения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ после проведения органом ФМС проверки соблюдения условий, установленных пунктом 5 статьи 13.2 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

2.         Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28 июля 2010 г. N 564н «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» определяет, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, временно пребывающие в РФ, вправе осуществлять трудовую деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу, в случае выполнения ими работ по предусмотренным Приказом профессиям и должностям. При этом Приказом установлены условия и сроки общей продолжительности такой трудовой деятельности.

3.         8 сентября 2010 г. принято Постановление Правительства РФ N 700, согласно которому работодатель при заключении с замещавшим определенные должности государственной или муниципальной службы, гражданином трудового договора в течение 2-х лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы, обязан направить бывшему работодателю государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы письмо по установленной форме с сообщением о заключении трудового договора (в 10-дневный срок со дня его заключения).


Третейский суд

            Опубликован Приказ Торгово-промышленной палаты РФ от 27 августа 2010 г. N 39, которым утверждены Правила о беспристрастности и независимости третейских судей. Правила носят рекомендательный характер и подлежат применению с учетом соглашения сторон, правил третейского разбирательства и норм применимого права. Правила призваны помочь в определении обстоятельств, с которыми закон связывает необходимость отказа от принятия полномочий третейского судьи, обязанность по раскрытию соответствующий информации, а также основания для отвода третейского судьи. Также Правила имеют целью превентивно разрешать ситуации, когда стороны необоснованно заявляют отводы уже в ходе третейского разбирательства.

Правила устанавливают критерии независимости и беспристрастности третейского судьи, определяют обстоятельства, безусловно препятствующие реализации полномочий третейского судьи, а также обстоятельства, которые могут вызвать сомнения относительно беспристрастности или независимости. Правила определяют обстоятельства, подлежащие раскрытию в случае наличия обоснованных сомнений относительно беспристрастности или независимости третейского судьи. Закреплен порядок предварительного собеседования с кандидатом в третейские судьи, отвода и прекращения полномочий третейского судьи при наличии обстоятельств, вызывающих обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости. Указывается, что Правила могут быть использованы российскими государственными судами при рассмотрении дел об оспаривании решений третейских судов, а также дел о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, принятых на территории Российской Федерации.


Судебная практика. Компенсация морального вреда. СМИ

            16 сентября 2010 г. принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ №21 «О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». Данное Постановление дополняет ранее принятое постановление положениями о праве лица, чьи личные неимущественные права либо другие нематериальные блага были нарушены распространением информации в СМИ, требовать компенсации морального вреда. При этом компенсация должна отвечать цели компенсации перенесенных лицом физических или нравственных страданий, а ее сумма должна быть разумной и справедливой и не вести к нарушению свободы массовой информации. Отмечено, что не допускается использование права на компенсацию морального вреда в иных целях, включая, для создания ситуации, при которой фактически ограничивается право каждого на свободу выражать свое мнение, придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей.


Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ

15 сентября 2010 г. постановлением Президиума Верховного Суда РФ утвержден обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010 г. Обзор, в частности, содержит практику рассмотрения дел по гражданско-правовым спорам, касающимся объектов интеллектуальной собственности, существенных условий предварительного договора купли-продажи земельного участка; трудовых правоотношений; подведомственности споров между акционерным обществом и его бывшим генеральным директором о восстановлении на работе.

Кроме того, Обзор содержит извлечения из постановлений Европейского суда по правам человека, в частности: о несоблюдении принципа справедливости судебного разбирательства и принципа равноправия и состязательности сторон; о необоснованной длительности судебного разбирательства, а также об отсутствии эффективного средства правовой защиты от чрезмерной длительности судебного разбирательства.