ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | №02/2009, Февраль 2009
01.02.2009

№02/2009, Февраль 2009

Рынок ценных бумаг

9 февраля 2009 г. принят Федеральный закон N 9-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг".

Расширен круг субъектов, которые несут административную ответственность как должностные лица. В отдельных случаях это могут быть члены советов директоров, правлений, дирекций, счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий, а также руководители организаций, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов других организаций.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об АО, ООО, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах увеличен до одного года со дня его совершения (ранее применялся общий срок привлечения к административной ответственности - 2 месяца).

Предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка подготовки и проведения общих собраний акционеров АО, собраний участников ООО и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, а также за нарушение требований о хранении документов.

Увеличены штрафы за правонарушения на рынке ценных бумаг. В частности, за недобросовестную эмиссию штраф для должностных лиц увеличен до 10-30 тыс. руб., для юридических лиц - до 500-700 тыс. руб. За незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами для должностных лиц штраф составит 5-10 тыс. руб., для юридических лиц - 300-500 тыс. руб. За использование служебной информации на рынке ценных бумаг несут ответственность не только должностные лица, но также граждане (штраф до 5 тыс. руб.) и юридические лица (штраф до 1 млн. руб.).

Устанавливается административная ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг: для граждан - штраф до 5 тыс. руб., для должностных лиц - штраф до 50 тыс. руб. или дисквалификация, для юридических лиц - штраф до 1 млн. руб.

Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", согласно которым к манипулированию ценами на рынке ценных бумаг относятся, в том числе:  распространение ложных сведений, влияющих на спрос и/или предложение на ценную бумагу, цену ценной бумаги или объем торгов ценной бумаги; совершение по предварительной договоренности на организованных торгах сделок с ценными бумагами по цене, имеющей существенное отклонение от текущей цены; совершение иных действий, направленных на введение в заблуждение участников рынка ценных бумаг и/или инвесторов.

Федеральный закон опубликован в "Российской газете" от 11 февраля 2009 г. N 22 и вступает в силу с 13 апреля 2009 г.

Аккредитация рейтинговых агентств

14 февраля 2009 г. в рамках выполнения задачи по формированию эффективных институтов регулирования финансовых рынков принято Постановление Правительства РФ N 109 "О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации", в соответствии с которым Министерством финансов РФ осуществляется аккредитация рейтинговых агентств и ведение реестра аккредитованных агентств. Порядок аккредитации и ведения реестра устанавливается Министерством финансов РФ.

Практика рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти

10 февраля 2009 г. принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в котором приводятся виды решений и действий, обжалуемых в порядке производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Указано, что к числу обжалуемых решений могут быть отнесены не только письменные, но и устные решения. При этом обжалуемое письменное решение может быть принято как в установленной, так и в произвольной форме (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения).

Определены категории должностных лиц, решения или действия которых подлежат обжалованию в указанном порядке. Затронуты отдельные вопросы определения подведомственности по такого рода делам. Разъяснены некоторые вопросы, связанные с подсудностью дел, с подготовкой дел к рассмотрению, с оформлением итоговых решений суда.

Разъясняется, что для целей обжалования следует понимать под действием или бездействием. Так, действие - властное волеизъявление соответствующих органов власти и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль. К бездействию относится неисполнение органом власти, должностным лицом, служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц, например, не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Доступ к информации о деятельности государственных органов

9 февраля 2009 г. был принят Федеральный закон N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", устанавливающий единый порядок доступа граждан и организаций к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Определены принципы и способы обеспечения доступа к информации, установлены формы ее предоставления.

Информация может предоставляться как в устной, так и в письменной форме (в том числе в виде электронного документа). Установлены права и обязанности пользователей информации, органов власти, их должностных лиц, а также ответственность за нарушение порядка доступа к информации. Предусмотрена процедура организации доступа к информации о деятельности органов власти, в том числе в сети Интернет.

Регламентирована процедура предоставления информации по запросу пользователя, включая требования к запросу о получении информации, сроки и порядок его рассмотрения, требования к ответу на запрос, основания для отказа в предоставлении информации. Указано, что информация предоставляется бесплатно, за исключением случаев, когда запрашиваемая и полученная информация превышает определенный Правительством РФ объем. Порядок взимания платы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон N 8-ФЗ  вступает в силу с 1 января 2010 г.

Государственный экологический контроль

27 января 2009 г. Постановлением Правительства РФ N 53, опубликованном 2 февраля 2009 были утверждены «Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)».

Государственный экологический контроль включает в себя, в том числе, контроль за охраной атмосферного воздуха, водных ресурсов, животного мира, озера Байкал, недр, за обращением с отходами, лесной контроль, контроль на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне, на территориальном море.

Государственный экологический контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) непосредственно, а также через свои территориальные органы. Должностные лица органов Росприроднадзора являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды. В компетенцию государственных инспекторов, в частности, входит посещение организаций, проверка соблюдения нормативов, государственных стандартов, а также иных требований в установленной области, выдача предписаний об устранении нарушений, привлечение к административной ответственности, а также иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Экологический контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок. Внеплановые проверки допустимы только при проверке исполнения предписания об устранении ранее выявленного нарушения, а также при получении государственными инспекторами документов, а также иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения требований законодательства.

В ходе проверки государственные инспекторы могут рассматривать только те документы и материалы, которые имеют непосредственное отношение к контрольным мероприятиям. Результаты проверок оформляются документально и могут быть обжалованы в соответствии с действующим законодательством.

Создание Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. Указанная Служба находится  в ведении Министерства экономического развития РФ.

Упраздняются Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Все их полномочия и функции передаются указанной Федеральной службе. Так, в частности, это относится к полномочиям по проведению государственной кадастровой оценки земель, проведению землеустройства и технической инвентаризации объектов капитального строительства, ведению государственного кадастра недвижимости, а также иных полномочий. Кроме того, на указанную Федеральную службу возлагаются новые функции по организации единой системы кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.

Указ Президента РФ N 1847 вступает в силу с 1 марта 2009 г., за исключением положений о переименовании Федеральной регистрационной службы и наделения ее новыми функциями. Эти положения вступили в силу 30 декабря 2008 г.

Реорганизация юридических лиц. Порядок внесения записей в ЕГРЮЛ

В целях применения изменений в законодательство, касающихся реорганизации юридических лиц Письмом Федеральной налоговой службы от 23 января 2009 г. N МН-22-6/64 "По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации" доводятся до сведения процедурные вопросы внесения в ЕГРЮЛ данных о реорганизации. 
Так, уточняется, что в случае участия в реорганизации двух и более лиц уведомление о реорганизации направляется лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. Приведена рекомендуемая форма письменного уведомления о начале процедуры реорганизации. 
Указано, что уведомление представляется в регистрирующий орган по месту нахождения лица, принявшего решение о реорганизации, либо лица, последним принявшего решение о реорганизации или определенного решением о реорганизации. Уведомление может быть представлено непосредственно или направлено почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ записи, лист записи и выписка из ЕГРЮЛ, содержащая сведения о внесенной записи, оформляются в отношении каждого реорганизуемого юридического лица.