ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | №03/2009 Март 2009
03.03.2009

№03/2009 Март 2009

Рынок ценных бумаг

10 февраля 2009 г. принят Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам №09-5/пз-н «О временном неприменении требований к капитализации акций при их исключении из котировальных списков фондовых бирж», в соответствии с которым фондовым биржам до 1 января 2010 года разрешено не применять требования к капитализации акций, предъявляемые для включения акций в котировальные списки «А» (первого и второго уровней) и «Б» фондовых бирж, при принятии решения об исключении акций из указанных списков.

Действие Приказа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Приказ опубликован в «Российской  газете» 17 марта 2009 года и вступил в силу 28 марта 2009 г.


Оффшорные зоны

В соответствии с Приказом Минфина от 2 февраля 2009 г. N 10н "О внесении изменения в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н" Республика Сейшельские Острова включена в перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны).

Приказ опубликован в «Российской газете» 6 марта 2009г. и вступил в силу 17 марта 2009 г.


Налогообложение.  Пособия по временной нетрудоспособности


12 февраля 2009 г. Департамент налоговой и таможенно-тарифной  политики Минфина РФ в своем Письме N 03-03-06/1/60 разъяснил порядок учета расходов в  виде сумм доплаты работникам до фактического заработка при временной утрате трудоспособности для целей начисления налога на прибыль, а также применения ЕСН и НДФЛ.

Если указанные доплаты предусмотрены локальными нормативными актами, коллективными договорами и (или) трудовыми договорами, то суммы таких доплат могут быть отнесены работодателем к расходам на оплату труда при начислении налога на прибыль. Расход составит сумма превышения фактически выплачиваемого пособия по временной нетрудоспособности в пределах фактического (среднего) заработка над максимальным размером пособия, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ. Также разъясняется, что указанная сумма доплаты подлежит налогообложению НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке.

Максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого из Фонда социального страхования РФ, составляет: на 2009г. – 18 720 руб., на 2010г. – 20 030 руб., на 2011г. – 21 390 руб.

Трудовое законодательство<br/>
9 декабря 2008г. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 702н утвержден «Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Определен порядок осуществления Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) функции по информированию и консультированию работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства. Роструд размещает в СМИ (в том числе на официальном сайте) информационные и справочные материалы и рекомендации, информирует работников и работодателей о проектах документов, содержащих нормы трудового права, на безвозмездной основе консультирует работодателей и работников по вопросам применения отдельных положений трудового законодательства.

Обратиться за консультацией можно путем направления в Роструд (или его территориальный орган) соответствующего письма либо через официальный сайт Роструда посредством заполнения электронной формы. Консультация предоставляется течение 30 дней с момента регистрации письменного обращения (либо заявления-анкеты в электронном виде).

Приказ опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 16 февраля 2009г. и вступил в силу 27 февраля 2009г.


Законотворчество. Борьба с коррупцией


В начале марта 2009 г. был принят ряд постановлений, направленных на повышение эффективности антикоррупционных мер на стадии разработки нормативных актов, а именно: Постановление Правительства от 5 марта 2009г. № 195 "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009г. N 196 "Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции", а также Постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 242 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Экспертиза на коррупциогенность проводится в отношении проектов нормативно-правовых документов, затрагивающих, в том числе, права и свободы человека и гражданина, а также устанавливающих правовой статус организаций (за исключением проектов документов, содержащих государственную тайну).

Экспертиза проводится Минюстом России и аккредитованными юридическими и физическими лицами. Аккредитованные физические и юридические лица проводят независимую экспертизу проектов документов на коррупциогенность по собственному желанию и за свой счет. Установлены требования и порядок аккредитации, а также сроки проведения независимой экспертизы.

Методикой проведения экспертизы установлено, что коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе. факторы, связанные с реализацией полномочий государственных органов власти; факторы, связанные с наличием правовых пробелов, а также факторы системного характера. Установлены и конкретные формы выражения коррупционных факторов, например, неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов власти  и пр.

По результатам экспертизы составляется экспертное заключение. Выявленные коррупциогенные положения проекта документа устраняются на стадии его доработки. Если разработчик проекта документа не согласен с результатами экспертизы, он вносит проект на рассмотрение Президенту РФ или Правительству РФ с приложением пояснительной записки, а также всех поступивших экспертных заключений.

Авиация

14 марта 2009 года принят Федеральный закон № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», в соответствии с которым осуществляется государственная регистрация прав на гражданские воздушные суда, а также на государственные воздушные суда, которые используются в коммерческих целях. Закон устанавливает основания для государственной регистрации прав на воздушные суда, требования к представляемым документам, основания для приостановления, отказа в государственной регистрации прав на воздушные суда, а также особенности государственной регистрации отдельных видов прав на воздушные суда.

Установлено, что обязательной государственной регистрации подлежат права на воздушные суда, правоустанавливающие документы на которые оформлены после вступления в силу указанного закона. Государственная регистрация прав, возникших до дня вступления в силу указанного закона, осуществляется по желанию правообладателей. При этом государственная регистрация перехода прав на воздушные суда, их ограничений (обременении), сделок с воздушными судами возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникших прав на данные воздушные суда.

Государственная регистрация осуществляется в течение месяца со дня подачи необходимых документов и удостоверяется  свидетельством о государственной регистрации  прав на воздушное судно либо (в случае регистрации сделки) – посредством совершения специальной регистрационной надписи на соответствующем договоре. Сведения о государственной регистрации прав на воздушные суда вносятся в Единый государственный реестр прав на воздушные суда, являются открытыми и предоставляются за плату в течение 5 дней в виде выписки из реестра на основании заявления любого обратившегося лица. Также соответствующие сведения о зарегистрированных правах на воздушные суда  предоставляются самим правообладателям, руководителям органов государственной власти субъектов РФ, налоговым и антимонопольным органам, а также иным органам и лицам, указанным в законе. Федеральный закон опубликован в «Российской газете» 17 марта 2009 г. и вступает в силу 14 сентября 2009 г.


Персональные данные

16 марта 2009 года принято Постановление Правительства РФ №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», в соответствии с которым Федеральная служба по надзору в сфере  связи и массовых коммуникаций была преобразована в Федеральную службу по надзору  в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Новая служба осуществляет в том числе функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ. Роскомнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

Роскомнадзор находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Судебная практика.
Вопросы незаконного использования товарного знака

В связи с нашумевшим делом о привлечении импортера к ответственности и запрете ввоза в Россию автомобиля иностранного производителя в связи с незаконным использованием импортером товарного знака (ввоз товара, маркированного товарным знаком в отсутствие разрешения, предоставленного правообладателем импортеру), Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении от  3 февраля 2009 г. N 10458/08 указал, что незаконное использование товарного знака в соответствии с КоАП РФ предполагает незаконное воспроизведение данного товарного знака. Если ввезенный на территорию РФ товар уже содержит маркировку, осуществленную законным правообладателем, в таком случае в действиях импортера отсутствуют признаки незаконного воспроизведения товарных знаков, и, соответственно, не имеется оснований для привлечения его к ответственности за незаконное использование товарного знака.