Судебная и правоприменительная практика.
Гражданское законодательство. Интеллектуальная собственность
Опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. N 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Высшими судебными инстанциями разъясняются вопросы, связанные с правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Постановление содержит подробные разъяснения и рекомендации по отдельным вопросам, возникающим в правоприменительной и судебной практике в связи с введением в действие части 4 ГК РФ.
В Постановлении нашли отражение рекомендации судам, в частности, по вопросам подведомственности споров; порядка применения Вводного закона к 4 части ГК; исчисления установленных сроков; порядка и пределов рассмотрения требований, связанных с нарушениями прав; дано толкование ряда правовых терминов, в том числе «интеллектуальная собственность» «воспроизведение в личных целях»; разъясняются вопросы, не нашедшие четкого отражения в специальных нормах 4 части, исходя из применения общих норм ГК (в том числе, пределы и порядок передачи исключительных прав в залог, внесения в уставный капитал); даются разъяснения относительно правоприменения при заключении, исполнении и расторжении договоров об отчуждении исключительного права и лицензионных договоров, при создании и использовании служебных произведений; по вопросам права на вознаграждение за использование результата интеллектуальной деятельности; по вопросам толкования норм о фирменных наименованиях; о порядке и последствиях рассмотрения дел по возражениям против выдачи патента или против предоставления правовой охраны товарному знаку (при этом в Постановлении подробно рассматриваются как досудебные процедуры, так и последствия принятия судом соответствующих решений, в том числе, в части совершения федеральным органом по интеллектуальной собственности (Роспатентом) определенных правоустанавливающих действий).
Кроме того, судам даны рекомендации по применению норм о злоупотреблении правом (ст. 10 ГК) в рамках осуществления судебной защиты прав на товарный знак; о рассмотрении дел по оспариванию предоставления правовой охраны товарному знаку в связи с недобросовестной конкуренцией (в частности даются разъяснения по процедуре установления, оспаривания факта недобросовестной конкуренции и о соответствующих правовых последствиях).
Судебная и правоприменительная практика. Налогообложение
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 марта 2009 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положения, содержащегося в абзацах четвертом и пятом пункта 10 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации…" признал не соответствующими Конституции РФ указанные нормы НК РФ в части, позволяющей налоговым органам проводить повторную налоговую проверку, если результаты первоначальной проверки уже были оценены судом и судебное решение вступило в силу.
Суд квалифицировал проведение повторной налоговой проверки в указанном случае как внесудебную проверку решения суда, что недопустимо, и поскольку оспоренные нормы НК РФ допускают принятие вышестоящим налоговым органом решения, которое фактически преодолевает вступившее в силу решение суда, а также если налогоплательщик обязывается к уплате налоговых платежей на основании административного решения, принятого вопреки действующему судебному акту, то делается вывод о том, что такие платежи не могут считаться соответствующими критерию "законно установленного налога". В таком случае имеет место принудительное изъятие имущества в виде сумм налога и иных платежей, осуществленное в ненадлежащей процедуре.
Гражданский процесс
Приняты законодательные акты, касающиеся изменений в Гражданский процессуальный кодекс:
Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. N 44-ФЗ "О внесении изменения в статью 144 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" , в соответствии с которым расширен перечень лиц, по инициативе которых можно отменить обеспечение иска. Теперь таким правом наделены все лица, участвующие в деле. Ранее обеспечение иска отменялось только по заявлению ответчика либо по инициативе судьи или суда.
Федеральный закон от 5 апреля 2009 г. N 43-ФЗ "О внесении изменений в статьи 45 и 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" наделяет прокурора правом обращаться в суд с заявлением в защиту социальных прав граждан (на труд, социальное обеспечение, охрану здоровья и пр.) на основании соответствующего обращения к нему граждан. Ранее прокурор мог обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов лишь тех граждан, которые сами не могли этого сделать (по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам).
Гражданское законодательство
Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. N 56-ФЗ "О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" уточнено, какие организации могут заключать договоры факторинга (финансирования под уступку денежного требования) в качестве финансовых агентов. Ранее ГК РФ устанавливал, что в качестве финансовых агентов указанные договоры могут заключать кредитные организации, а также другие коммерческие организации при наличии лицензии на такой вид деятельности. С учетом того, что Закон о лицензировании не предусматривает лицензирование этого вида деятельности, согласно изменениям договоры факторинга в качестве финансовых агентов могут заключать любые коммерческие организации (без лицензии).
Некоммерческие организации
В связи с передачей Министерству юстиции РФ функции Федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций Приказом Минюста РФ от 31 марта 2009 г. N 96 утвержден Административный регламент по принятию Минюстом РФ решения о государственной регистрации некоммерческих организаций. Установлен новый порядок регистрации некоммерческих организаций при их создании, реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы. Приведен перечень документов, необходимых для регистрации, и установлены требования к их оформлению, приведены основания отказа в регистрации. При принятии решения о регистрации некоммерческой организации документы передаются в соответствующие территориальный орган ФНС России для внесения сведений в ЕГРЮЛ. Установлены сроки для осуществления процедуры регистрации не более 33 дней в отношении общественных объединений, 30 дней - политических партий, 17 рабочих дней - иных некоммерческих организаций (без учета времени на исполнение функций налоговыми органами).
Также Приказом Минюста РФ от 25 марта 2009 г. N 84 утверждены формы документов, необходимых для создания и осуществления деятельности на территории Российской Федерации филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. Утверждены: новая форма уведомления о создании в РФ филиала или представительства международной организации и иностранной некоммерческой неправительственной организации; уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании филиала (представительства), и выписки из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Кроме того, Приказом Минюста РФ от 31 марта 2009 г. N 89 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по представлению информации физическим и юридическим лицам о зарегистрированных организациях" установлена процедура по предоставлению информации из ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций; реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; и иных реестров в ведении Минюста. Установлен объем предоставляемой информации, а также срок (не более 9 рабочих дней) и причины отказа в предоставлении.
Государственный контроль
28 апреля 2009 года Федеральным законом № 60-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Помимо уточнений в перечень видов контроля, на которые действие закона не распространяется, установлены новые сроки вступления в силу федерального закона от 26.12.2008: он вступит в силу не с 1 июля 2009 года, а с 1 мая 2009 года. Отдельные положения, в т.ч. регулирующие вопросы уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, работы экспертов и аккредитованных экспертных организаций, привлекаемых к проведению проверок, вступят в силу с 1 июля 2009 года.
Также установлено, что положения федерального закона в отношении контроля за деятельностью арбитражных управляющих не применяются до 31 декабря 2009 года. Кроме того, до 1 января 2010 года не применяются положения о порядке организации и проведении проверок в рамках таможенного, антимонопольного, экспортного, миграционного, лицензионного, строительного, информационного и иных видов контроля и надзора, в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения. Федеральным законом предусмотрена возможность специального регулирования в рамках отдельных федеральных законов, порядка осуществления указанных видов контроля.
Ставка рефинансирования
По информации ЦБР от 23 апреля 2009 г. с 24 апреля 2009 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 12,5% годовых. Это первое понижение ставки за период с 4 февраля 2008 г. Последняя ставка действовала с 1 декабря 2008 г. и составляла 13% годовых. В связи с этим соответственно пересмотрены процентные ставки по операциям, проводимым Банком России.
Международные договоры
Федеральным законом от 9 апреля 2009 г. N 55-ФЗ ратифицирован Протокол к Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал.
В частности, Протокол уточняет критерии и основания возникновения «постоянного представительства», иных понятий, используемых в Конвенции. Урегулирован порядок налогообложения доходов резидента договаривающегося государства от отчуждения акций или других подобных прав в компании, более 50% активов которой состоит из недвижимого имущества, находящегося в другом государстве. Также Конвенция дополнена рядом положений, нацеленных на повышение эффективности обмена налоговой информацией.