ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | №06/2009 Июнь 2009
01.06.2009

№06/2009 Июнь 2009

Акционерные общества

3 июня 2009 г. принят Федеральный закон № 115-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Акционерные соглашения:

Закон об АО дополнен положениями, которые устанавливают правовые основы для заключения акционерных соглашений. Акционерным соглашением признается договор об осуществлении прав, удостоверенных акциями, и (или) об особенностях осуществления прав на акции. Акционерным соглашением может быть предусмотрена обязанность его сторон   голосовать определенным образом на общем собрании акционеров, согласовывать вариант голосования с другими акционерами, приобретать или отчуждать акции по заранее  определенной цене и (или) при наступлении определенных обстоятельств, воздерживаться от  отчуждения акций до наступления определенных обстоятельств, а также осуществлять  согласованно иные действия, связанные с управлением обществом, с деятельностью, реорганизацией и ликвидацией общества.

Акционерное соглашение заключается в отношении всех принадлежащих стороне соглашения акций в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и является обязательным только для его сторон. Нарушение акционерного соглашения не может являться основанием для признания недействительными решений органов общества. При этом договор, заключенный стороной акционерного соглашения в нарушение акционерного соглашения, может быть признан судом недействительным по иску заинтересованной стороны акционерного соглашения только в случаях, если будет доказано, что другая сторона по договору знала или заведомо должна была знать об ограничениях,   предусмотренных акционерным соглашением.

Акционерным соглашением могут предусматриваться способы обеспечения исполнения  обязательств, вытекающих из акционерного соглашения, и меры гражданско-правовой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение таких обязательств. Права сторон, основанные на акционерном соглашении, подлежат судебной защите.

Установлены основания и порядок обязательного уведомления общества лицом, приобретающим на основании акционерного соглашения права по определению порядка голосования на общем собрании акционеров, а также доведения информации о заключенных акционерных соглашениях.

Органы управления:

Изменения в Закон об АО предусматривают возможность указания в уставе срока более позднего, чем установленный в законе 30-дневный срок, поступления предложений по кандидатам для избрания в совет директоров, а также на должность единоличного исполнительного органа общества.

Кроме того, устанавливается, что в отношении принятия решений на заседании совета директоров внутренними документами общества может быть предусмотрено число голосов для принятия соответствующих решений большее, чем простое большинство голосов членов совета директоров, принимающих участие в заседании. Ранее закон допускал закрепление во внутренних документах общества возможность принятия решений меньшим количеством голосов.

Также по вопросам об образовании советом директоров единоличного исполнительного органа общества или о досрочном прекращении его полномочий установлены последствия непринятия соответствующих решений на двух подряд заседаниях совета директоров либо в течение 2-х месяцев с даты прекращения срока полномочий единоличного исполнительного органа. Принятие решений по данным вопросам при наличии определенных законом условий может осуществляться общим собранием акционеров в порядке, установленном Законом об АО.

Федеральный закон вступил в силу 8 июня 2009 года.

Судебная и правоприменительная практика. Банкротство

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Информационном письме от 4 июня 2009 г. № 130 «О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» приводит выработанные рекомендации по порядку применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с учетом последних изменений.

В частности указывается, что новая редакция закона применяется судами при рассмотрении дел о банкротстве, по которым определения о принятии заявлений были вынесены после 31.12.2008. К делам, производство по которым возбуждено до 31.12.2008, закон применяется без учета изменений до момента завершения процедуры (финансовое оздоровление, внешнее управление и пр.), которая была введена до этой даты. После завершения соответствующей процедуры дальнейшее рассмотрение дела, как и введение новой процедуры, производится уже с учетом правил новой редакции закона.

Утверждение арбитражного управляющего после вступления новой редакции закона в силу осуществляется с учетом последних изменений. При этом если на момент его утверждения процедура банкротства осуществляется без учета изменений, условия о вознаграждении арбитражного управляющего также будут определяться без учета последних изменений до момента завершения соответствующей процедуры банкротства.

Применяемая в деле о банкротстве редакция закона (старая или новая) подлежит применению арбитражными судами и в других делах в отношении требований предъявляемых к должнику вне рамок дела о банкротстве. Внесение в закон изменений не отменяет возможность привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности.

Судебная и правоприменительная практика

Антимонопольное регулирование

21 апреля 2009 года принято Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. № 15956/08, в котором в рамках рассмотрения дела с участием антимонопольного органа и торговых компаний выражена позиция Президиума ВАС РФ касательно критериев установления согласованности действий, приводящих к навязыванию контрагентам условий договоров, невыгодных для них, и созданию препятствий для доступа на рынок.

В частности, в развитие позиции Пленума ВАС РФ, выраженной ранее в разъяснениях о применении антимонопольного законодательства, указывается, что известность каждому из субъектов о согласованных действиях друг друга заранее может быть установлена антимонопольным органом не только при представлении доказательств получения ими конкретной информации, но и исходя из общего положения дел на товарном рынке, которое предопределяет предсказуемость их поведения как групповой модели, позволяющей за счет ее использования извлекать неконкурентные преимущества. Аналогично факт навязывания может быть констатирован и в том случае, когда результат согласованных действий в условиях конкретного рынка исключает возможность договориться с его участниками об иных условиях предложения или спроса.

Для целей признания действий хозяйствующих субъектов согласованными не имеет значения синхронность их начала, достаточно факта осуществления таких действий на момент их выявления антимонопольным органом. При этом указывается, что понятие согласованности действий  предполагает сопоставление действий каждого, кто признан их участником.

Судебная и правоприменительная практика

Арбитражный процесс

28 мая 2009 года Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в своем Постановлении № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснил отдельные вопросы, связанные с порядком рассмотрения дел арбитражными судами апелляционной инстанции. В частности, Постановление содержит разъяснения о лицах, не участвующих в деле, но обладающих правом подавать апелляционную жалобу, если их права и обязанности непосредственно затрагиваются принятым судебным актом (в частности, в случае, когда указание на таких лиц отсутствует в мотивировочной или резолютивной частях судебного акта), в том числе, создаются препятствия для реализации их субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.

Также в Постановлении даются разъяснения о том, какие судебные акты подлежат обжалованию в порядке апелляционного производства; об обжаловании судебных актов отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу; об обжаловании нескольких судебных актов, принятых в рамках рассмотрения одного дела; о порядке исчисления срока подачи апелляционной жалобы, последствиях его пропуска и порядке восстановления пропущенных сроков судом; об основаниях и порядке возвращения апелляционной жалобы; а также о порядке приостановления исполнительного производства по обжалуемому судебному акту.

Ранее подготовленные разъяснения по аналогичным вопросам признаны утратившими силу.
Исполнительное производство
23 июня 2009 года Правительством РФ принято Постановление № 526 «О Правилах направления информации о публичных торгах по продаже в ходе исполнительного производства заложенного недвижимого имущества для размещения в ceти Интернет».

При проведении публичных торгов по реализации заложенного недвижимого имущества в рамках исполнительного производства на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов, а также на сайтах ее территориальных органов подлежит размещению информация о названии, месте и иных характеристиках реализуемого недвижимого имущества, о размере, сроках и порядке внесения задатка, о порядке и сроках уплаты покупной цены, а также информация об организаторах торгов. На сайте также размещается информация о лицах, обеспечивающих ведение соответствующего сайта.

Информация о предстоящих торгах направляется организатором торгов не позднее, чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до проведения торгов, лицу, обеспечивающему ведение сайта, и размещается последним в течение 1 рабочего дня с момента получения соответствующей информации. Размещенная на сайте информация о публичных торгах должна  быть доступна пользователям для ознакомления круглосуточно без взимания платы и иных ограничений.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 утверждено Положение «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», в соответствии с которым определены полномочия и порядок деятельности указанной Федеральной службы (Росреестра).

Росреестр осуществляет функции по государственной  регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведению ЕГРП, проведению государственной кадастровой оценки земель, проведению землеустройства и технической инвентаризации объектов капитального строительства, ведению государственного кадастра недвижимости, ведению единых госреестров саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих, сводного госреестра арбитражных управляющих, а также осуществляет иные полномочия, установленные Положением о Росреестре.

Росреестр находится  в ведении Министерства экономического развития РФ.

Правовое положение иностранных граждан

3 июня 2009 г. принят Федеральный закон № 105-ФЗ «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в соответствии с которым исключается положение Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ», предусматривавшее возможность невыдачи или аннулирования разрешений на временное проживание иностранным гражданам в случае исчерпания или уменьшения установленных Правительством РФ квот.

Федеральный закон вступил в силу 18 июня 2009 года.

Предоставление в электронном виде сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП

31 марта 2009 г. Федеральной налоговой службой издан Приказ № ММ-7-6/148@ «Об утверждении Порядка предоставления в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей».

Предоставление в электронном виде открытых и общедоступных сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, осуществляет Федеральная налоговая служба, а также ее территориальные управления. Указанные сведения предоставляются физическим и юридическим лицам с использованием Web-технологии посредством установления доступа к разделам сайта ФНС России в сети  Интернет. Предоставление сведений физическим и юридическим лицам осуществляется за плату. Для получения доступа к сведениям необходимо подать заявку по форме соответствующего приложения к данному Порядку, а также предоставить оригинал документа, подтверждающего оплату.

Ставка рефинансирования

По информации ЦБР от 4 июня 2009 г. с 5 июня 2009 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 11,5 % годовых. Последняя ставка действовала с 14 мая 2009 г. и составляла 12 % годовых. В связи с этим соответственно пересмотрены процентные ставки по операциям, проводимым Банком России.