ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | №07/2009 Июль 2009
01.07.2009

№07/2009 Июль 2009

Антимонопольное регулирование
 17 июля 2009 г. принят Федеральный закон № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на усиление борьбы с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией.

 Установлено, что положения ФЗ «О защите конкуренции» применяются к достигнутым за пределами России соглашениям между российскими и (или) иностранными лицами, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения/действия относятся к производственным средствам, нематериальным активам или акциям (долям) и правам в отношении компаний, осуществляющих деятельность в России или оказывающих иное влияние на состояние конкуренции на территории России. Дополнен перечень оснований, по которым антимонопольный орган может признать положение хозяйствующего субъекта доминирующим, установлены условия признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35 %. Указаны обстоятельства, которым антимонопольный орган дает оценку при проведении анализа состояния конкуренции. Внесены изменения в положения закона о монопольно высокой и монопольно низкой цене товара.

 Введено определение понятия «группы лиц», изменено положение, позволяющее установить группу по совокупности признаков (пп. 14) п. 1 ст. 9 Закона) при этом меняется  критерий принадлежности других лиц к группе лиц,  которые входят в одну группу с одним и тем же лицом. Также введен дополнительный признак, по которому лица могут быть признаны входящими в одну группу.

 Установлено право антимонопольных органов осуществлять проверки соблюдения законодательства о защите конкуренции. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Основанием проведения плановой проверки является истечение 3-х лет со дня создания юридического лица (регистрации индивидуального предпринимателя), или со дня окончания проведения последней плановой проверки. Плановая проверка проводится не чаще чем один раз в 3 года. Установлены основания для проведения внеплановых проверок, среди которых  сообщения и заявления физических лиц, юридических лиц, сообщения средств массовой информации, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства. Срок проведения проверки должен составлять не более 1 месяца, однако он может быть продлен на 2 месяца. Установлен порядок доступа должностных лиц антимонопольного органа на территорию/в помещение проверяемого лица, а также право проверяющих на истребование документов и  осмотр территорий, помещений (за исключением жилища проверяемого лица), документов и предметов проверяемого лица  Результаты проверки фиксируются в акте проверки.

 В рамках положений о государственном контроле за экономической концентрацией изменены показатели, наличие которых требует получения предварительного согласия антимонопольного органа на совершение определенных действий. В частности, предварительное согласие антимонопольного органа необходимо при создании коммерческой организации, если суммарная стоимость активов учредителей создаваемой организации (их групп лиц) и лиц, акции, доли, имущество которых вносится в уставный капитал (за исключением денежных средств) превышает 7 млрд. рублей, либо суммарная выручка указанных лиц за последний календарный год превышает 10 млрд. рублей (ранее указанные показатели составляли 3 млрд. и 6 млрд. рублей соответственно). Также теперь прямо исключается из предмета регулирования случай внесения денежных средств в уставный капитал создаваемой организации. Кроме того, изменено основание, исключающее обязательное получение предварительного согласия при создании и реорганизации, согласно которому теперь такие действия без получения согласия правомерны, если они осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц не только в рамках соблюдения процедуры о предварительном представлении соответствующего перечня в антимонопольный орган, но и по факту формирования такой группы по признакам, предусмотренным ст. 9 Закона.

 Увеличены показатели, при которых необходимо предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок с акциями, долями, имуществом коммерческих организаций или правами в отношении коммерческих организаций: суммарная стоимость активов лица приобретающего, акции (доли), права и (или) имущество и его группы лиц и лица, акции, доли, и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются и его группы лиц, должна превышать 7 млрд. рублей (ранее 3 млрд. рублей) или их суммарная выручка от реализации за последний год должна превышать 10 млрд. рублей (ранее 6 млрд. рублей), а также при этом суммарная стоимость активов лица, акции, доли, и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, и его группы лиц должна превышать 250 млн. рублей (ранее – 150 млн. рублей). Помимо этого, аналогичным образом расширены возможности совершения внутригрупповых сделок без необходимости получения предварительного согласия, но с последующим уведомлением, по факту вхождения в группу лиц на основании признаков, установленных ст. 9 Закона (ранее только в случае предварительного представления в антимонопольный орган перечня группы лиц).

 Соответственно изменены (увеличены в два раза) размеры показателей для случаев последующего уведомления антимонопольного органа.

 Кроме того, увеличен до четырнадцати дней срок направления уведомлений антимонопольным органом в связи с получением перечня лиц, входящих в одну группу лиц, (ранее указанный срок составлял десять дней). Также установлены последствия недостоверности представленных сведений о лицах, входящих в одну группу лиц. Изменен перечень лиц, обращающихся в антимонопольный орган в качестве заявителей, кроме того, дополнен перечень документов и сведений, предоставляемых в антимонопольный орган заявителем одновременно с соответствующим ходатайством либо уведомлением. Внесены изменения в положения о порядке рассмотрения соответствующих ходатайств и уведомлений антимонопольным органом. Дополнен перечень оснований возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства, а также установлен трехлетний срок давности рассмотрения указанных дел. Предусмотрено право антимонопольного органа объединять и разделять дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 Положения Федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» вступают в силу 23 августа 2009 г.

 Кроме того, в рамках ужесточения мер ответственности за нарушения антимонопольного законодательства 17 июля 2009 г. принят Федеральный закон № 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым усиливается административная ответственность за нарушения антимонопольного законодательства. Также предусмотрены новые виды административных правонарушений в указанной области: злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 % (ст. 14.31.1 КоАП РФ), координация экономической деятельности (п. 2 ст. 14.32 КоАП РФ). Увеличены размеры штрафов, взимаемых за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и осуществление согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (ст. 14.32 КоАП РФ). Кроме того, установлены условия, при соблюдении которых, лицо, добровольно заявившее в антимонопольный орган о заключении им недопустимого соглашения, либо осуществлении недопустимых действий, может быть освобождено от административной ответственности за совершение соответствующего правонарушения.

 Федеральный закон вступает в силу 22 августа 2009 г.


Банкротство

 19 июля 2009 г. принят Федеральный закон № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с которым вносятся изменения, в том числе, в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

 Установлено, что с даты введения наблюдения обращение взыскания на заложенное имущество должника, в том числе во внесудебном порядке, не допускается. Дополнены положения закона о продаже предмета залога в рамках отдельных процедур банкротства. Внесены изменения в положения, устанавливающие суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, а также размеры оплаты услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности. Изменены положения закона о минимальных страховых суммах по договорам обязательного страхования ответственности арбитражных управляющих по конкретным делам о банкротстве.  Установлен порядок возмещения заявителю судебных расходов, а также расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, понесенных им в связи с недостаточностью средств должника. Указано, что заявитель не несет расходы на выплату сумм процентов по вознаграждению арбитражного управляющего. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов, за исключением текущих платежей, предъявляются только в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». На первом собрании кредиторов теперь может быть определена как саморегулируемая организация, представляющая кандидатуры арбитражных управляющих, так и сами кандидатуры арбитражных управляющих. Установлены перечни сведений, которые должны содержать предложения арбитражных управляющих о продаже предприятия должника в рамках определенных процедур банкротства.  Установлено, что при замещении активов должника в ходе конкурсного производства должник должен быть единственным учредителем открытого акционерного общества (обществ).

 Положения Федерального закона о внесении изменений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» вступили в силу 22 июля 2009 г.


Некоммерческие организации

 17 июля 2009 г. принят Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях».

 Установлено, что при государственной регистрации некоммерческих организаций Минюст РФ и его территориальные органы не вправе требовать предоставления иных документов кроме тех, которые предусмотрены законом. Ненадлежащее оформление документов, необходимых для государственной регистрации более не является основанием для отказа в государственной регистрации. Данное обстоятельство теперь является основанием для приостановления государственной регистрации на срок не более трех месяцев. В течение установленного срока заявитель обязан устранить основания, вызвавшие приостановление государственной регистрации. После представления заявителем документов в надлежащем порядке течение срока, установленного для государственной регистрации начинается заново.

 Перечень оснований отказа в государственной регистрации некоммерческой организации дополнен следующими основаниями: принятие соответствующего решения неуполномоченным лицом или органом некоммерческой организации; предоставление недостоверных сведений; неустранение в установленные сроки оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации,. Установлен срок в четырнадцать рабочих дней для принятия решений об отказе в государственной регистрации, а также  о приостановлении государственной регистрации. Соответствующее уведомление должно быть направлено заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

 Предусмотрено, что учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации не могут быть лица, которые не соответствуют требованиям действующего законодательства, предъявляемым к таким учредителям (участникам, членам). При ликвидации некоммерческой организации выплата денежных сумм кредиторам третьей и четвертой очереди производится по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса (ранее данное правило применялось к кредиторам пятой очереди). Внесены изменения в положения закона о контроле за деятельностью некоммерческих организаций.

 Большинство положений Федерального закона вступило в силу 1 августа 2009 г. (ряд положений относительно контроля за деятельностью некоммерческих организаций вступит в силу с 1 января 2010 г.).


Законодательство об ипотеке

 17 июля 2009 г. принят Федеральный закон № 166-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

 Любой заемщик, являющийся залогодателем по договору об ипотеке, теперь вправе застраховать риск своей ответственности перед кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по возврату кредита. Ранее это право предоставлялось только заемщикам, являвшимися залогодателями по договорам об ипотеке жилого дома или квартиры.

 Дополнены положения закона об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке. Установлены условия, одновременное наличие которых, влечет невозможность обращения взыскания на предмет залога без обращения в суд, а изменение которых позволяет прибегнуть к внесудебному порядку взыскания. Кроме того, в случае обращения взыскания во внесудебном порядке, когда такой порядок предусмотрен соглашением залогодателя и залогодержателя, где установлено, что заложенное имущество, приобретается залогодержателем для себя или третьих лиц с зачетом в счет покупной цены требований залогодержателя к должнику, обеспеченных ипотекой, установлено, что цена приобретения должна быть равной рыночной стоимости такого имущества, определенной по результатам проведения оценки профессиональным оценщиком.

 Что касается ипотеки предприятия, здания, сооружения и нежилого помещения, внесено дополнение, согласно которому, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором, здание/сооружение и земельный участок, на котором оно расположено, а также нежилое помещение, которые приобретены полностью или частично с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации, либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, считаются находящимися в залоге с момента государственной регистрации права собственности заемщика на соответствующие здание/сооружение, нежилое помещение, права собственности или аренды на земельный участок. Залогодержателями по такому залогу являются лица, предоставившие соответствующие кредиты, либо займы.

 Федеральный закон вступил в силу 2 августа 2009 г.


Ставка рефинансирования

 По информации ЦБР от 10 июля 2009 г. с 13 июля 2009 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 11 % годовых. Последняя ставка действовала с 5 июня 2009 г. и составляла 11,5 % годовых. В связи с этим соответственно пересмотрены процентные ставки по операциям, проводимым Банком России.