ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | №11/2009 Ноябрь 2009
01.11.2009

№11/2009 Ноябрь 2009

Общества с ограниченной ответственностью.
Правоприменительная практика

     Федеральная Нотариальная Палата (ФНП) опубликовала свои Рекомендации по применению отдельных положений Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее «Рекомендации» и «Федеральный закон» соответственно) для целей совершения в нотариальной форме сделок с долями обществ с ограниченной ответственностью. Данными рекомендациями, в частности, излагается правовая позиция нотариального корпуса в связи с практической реализацией положений Федерального закона по указанным сделкам.

     ФНП отмечает, что обязательному нотариальному удостоверению подлежат сделки по отчуждению доли общества участником участнику общества (не в рамках осуществления преимущественного права покупки доли), участниками общества третьим лицам, а также договоры залога доли общества.

     Указано, что установленный Федеральным законом перечень документов, истребуемых нотариусом при удостоверении сделок по отчуждению доли общества, не является исчерпывающим и зависит от конкретных обстоятельств заключаемой сделки. Приведен перечень документов, рекомендуемый для истребования нотариусами при удостоверении указанных сделок. Не могут быть удостоверены сделки, если из представленных нотариусу документов усматривается их ничтожность, например, отчуждение неоплаченной части доли общества. В случае установления в Федеральном законе ограничительных требований, не влияющих на законность заключаемой сделки, такая сделка может быть удостоверена нотариусом с разъяснением сторонам возможных последствий.

     Рекомендации содержат обоснование позиции ФНП относительно невозможности включения в один документ нескольких сделок об отчуждении долей общества. По мнению ФНП, конкретная сделка должна быть направлена на порождение прав и обязанностей определенного кредитора и должника, в связи с чем количество обязательств должно соответствовать количеству направленных на их возникновение договоров. Также указана позиция ФНП по вопросу возможности изменения и расторжения договоров, направленных на отчуждение доли общества.

     Указывается, что подтверждение полномочий лица, отчуждающего долю общества, на распоряжение такой долей осуществляется на основании устава общества в его последней редакции, определяемой в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

     Рекомендации содержат разъяснения относительно надлежащих заявителей при внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, основанных на сделках, касающихся перехода доли общества. По сделкам, для которых предусмотрена обязательная нотариальная форма, надлежащими заявителями являются участники общества, отчуждающие свои доли.

     Исходя из правил о возникновении залога в силу договора или на основании закона, по мнению ФНП, к обстоятельствам, при наступлении которых возникает залог доли общества в силу закона, относится так называемая продажа доли общества в кредит (т.е. доля общества признается находящейся в залоге у продавца до ее полной оплаты покупателем) и таким образом такая доля переходит к приобретателю с установлением одновременно залога. ФНС также полагает, что право залога, возникающего в силу договора, возникает в отношении залога доли с момента государственной регистрации залога в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). При этом ФНП считает, что моментом возникновения залога доли в уставном капитале общества (как в силу договора, так и в силу закона) является не момент заключения договора, а момент государственной регистрации залога в ЕГРЮЛ. Государственная пошлина, взимаемая за удостоверение договора залога доли общества, составляет 0,5 % суммы договора, но не менее 300 руб. и не более 20 000 руб.

     Для целей совершения сделки, направленной на отчуждение доли и подтверждения полномочий по распоряжению долей лицом, ее отчуждающим, разъяснено, что для случаев получения прав на долю в результате договора, заключенного путем обмена документами, выражающими оферту и акцепт, документом, выражающим содержание сделки по отчуждению доли общества, составленной в простой письменной форме, может служить исходящий от общества документ, в котором содержится информация о направленной участником общества оферты с указанием цены и других условий продажи доли общества, а также об акцептах указанной оферты. Такой документ должен быть оформлен единоличным исполнительным органом общества.

     Рекомендации содержат позицию ФНП относительно определения права, применяемого к гражданско-правовым отношениям по отчуждению доли общества, осложненным иностранным элементом. По мнению ФНП к указанным отношениям, в отсутствие международных договоров, предусматривающих возможность применения норм иностранного права к отношениям, связанным с совершением сделок с долями российских юридических лиц, подлежат применению нормы российского законодательства. При этом ФНП полагает, что необходимость применения норм иностранного права при нотариальном удостоверении сделок с долями российских обществ с ограниченной ответственностью, осложненных иностранным элементом, возникает при установлении дееспособности иностранного гражданина и правоспособности иностранного юридического лица.

     Рекомендации содержат разъяснения также по вопросам совместной собственности супругов на долю в обществе, о критериях определения количества экземпляров договора об учреждении общества в случае его нотариального удостоверения, свидетельствования нотариусом верности копии договора об учреждении общества, проверки нотариусом оплаты отчуждаемой доли, а также по иным вопросам.

Акционерные общества

     13 августа 2009 г. Федеральной службой по финансовым рынкам принят Приказ № 09-33/пз-н «Об особенностях порядка ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентами именных ценных бумаг».

     Проведение операций в реестре владельцев именных ценных бумаг («Реестр») должно осуществляться на основании правил ведения Реестра, утвержденных советом директоров (наблюдательным советом), либо исполнительным органом общества, если это отнесено к его компетенции уставом. Приведен перечень информации, которая должна содержаться в правилах ведения Реестра, в частности, правила должны предусматривать перечень, порядок и сроки исполнения операций по ведению Реестра, процедуру предоставления документов, на основании которых проводятся операции, правила регистрации, обработки и хранения входящей документации, а также должностные инструкции для лиц, осуществляющих ведение Реестра. Правила ведения Реестра должны быть доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.

     Указано, что открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившие либо осуществляющие публичное размещение ценных бумаг, обязаны раскрывать правила ведения Реестра в сети Интернет. Закрытые акционерные общества, не осуществляющие публичного размещения ценных бумаг, обязаны раскрывать правила ведения Реестра либо в сети Интернет, либо путем направления заверенных копий правил зарегистрированным в Реестре владельцам именных ценных бумаг. Информация о внесении изменений в правила ведения Реестра должна быть раскрыта акционерными обществами не позднее, чем за 30 дней до даты вступления их в силу.

     По общему правилу, акционерные общества не вправе взимать плату за проведение операций в Реестре, за предоставление соответствующей информации, а также за осуществление иных действий, связанных с ведением Реестра.

     Акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение Реестра, обязаны ежегодно предоставлять в территориальные органы ФСФР отчетность. Установлены сроки предоставления отчетности, а также перечень необходимой информации, которая должна содержаться в отчетности. В частности, в отчетности необходимо указывать общую информацию об обществе, сведения о количестве размещенных ценных бумаг, сведения о количестве и объемах проведенных в Реестре операций.

Судебная и правоприменительная практика
Банковская деятельность

     7 сентября 2009 г. Коллегия судей Высшего Арбитражного суда РФ (ВАС РФ) вынесла Определение № ВАС-8274/09, в котором высказана позиция суда относительно незаконности взимания банками платы (комиссии) за открытие и обслуживание ссудного счета в рамках кредитного договора, в силу нарушения такими условиями договора прав потребителя. По мнению ВАС РФ, действия банка по открытию и ведению ссудного счета нельзя квалифицировать как самостоятельную банковскую услугу, поскольку ссудные счета, не являясь банковскими счетами, используются для отражения в балансе банка операций по предоставлению заемщикам и возврату ими кредитов в соответствии с кредитными договорами. Таким образом, включение в кредитный договор условия о взимании с клиента платежа за открытие ссудного счета ущемляет установленные законом права потребителя. Определением ВАС РФ дело передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов в целях устранения противоречий закону и установления единообразия в толковании и применении судами норм права.

Судебная и правоприменительная практика. 
Банкротство

     Президиум Высшего Арбитражного Суда в своем Информационном письме от 5 ноября 2009 г. N 133 «О применении статьи 5 Федерального закона от 19.07.2009 N 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» разъясняет вопросы, связанные с вознаграждением арбитражных управляющих.

     Указано, что новый порядок определения размеров вознаграждения арбитражных управляющих, а также расходов на проведение процедур банкротства применяется в тех случаях, когда арбитражный управляющий утверждается уже после вступления изменений в силу в рамках процедуры банкротства, проводимой в соответствии с Законом о банкротстве в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (т. е. процедурой, введенной по прежним правилам).

Иностранные граждане

     23 ноября 2009 г. Правительство РФ в Распоряжении № 1758-р установило квоту на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2010 год. Ее размер составляет 159 515 разрешений. Из них на Москву приходится 2 000 разрешений, на Московскую область – 10 000 разрешений.

Ставка рефинансирования

     По информации ЦБР от 24 ноября 2009 г. с 25 ноября 2009 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 9 % годовых. Последняя ставка действовала с 30 октября 2009 г. и составляла 9,5 % годовых. В связи с этим соответственно пересмотрены процентные ставки по операциям, проводимым Банком России.