ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | №11/2010 Ноябрь 2010
01.11.2010

№11/2010 Ноябрь 2010

Акционерные общества

1. Опубликован Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 292-ФЗ "О внесении изменений в статью 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах", которым дополнен перечень исключений, предусмотренных п. 8 ст. 84.2 ФЗ РФ «Об акционерных обществах», когда не требуется делать обязательное предложение о приобретении акций открытого общества, а также иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции открытого общества, а именно:
? в случае приобретения акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал ОАО, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;
? в случае приобретения акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций ОАО, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации.

2. Информационное письмо ФСФР от 3 ноября 2010 г. "Об оплате дополнительных акций, размещаемых посредством закрытой подписки, путем зачета денежных требований к акционерному обществу" разъясняет порядок применения п. 2 ст. 34 ФЗ РФ «Об акционерных обществах», согласно которому оплата дополнительных акций акционерного общества путем зачета требований к акционерному обществу допускается при размещении дополнительных акций путем закрытой подписки. При этом допускается зачет только денежных требований к акционерному обществу, т.е. общество для применения зачета должно иметь встречное денежное требование к приобретателю акций. Оплата дополнительных акций имущественными правами, облигациями, векселями не является зачетом в смысле статьи 410 ГК РФ.
В решении о размещении дополнительных акций, предусматривающем денежную форму их оплаты, должно содержаться указание на возможность оплаты таких дополнительных акций путем зачета денежных требований к акционерному обществу, в обратном случае зачет денежных требований не допускается.
В силу того, что обязательство приобретателя по оплате дополнительных акций деньгами и встречное денежное обязательство акционерного общества, предусматривающие срок их исполнения или позволяющие определить этот срок, могут быть прекращены зачетом, заявление о таком зачете может быть сделано только после наступления срока исполнения указанных обязательств.

Налогообложение

1. Опубликован Приказ Федеральной налоговой службы от 5 октября 2010 г. N ММВ-7-10/478@ "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков". В частности, новым стандартом изменен срок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выдачи соответствующих подтверждающих документов. Теперь срок составляет шесть (ранее - пять) рабочих дней.
Снятие с учета российского юридического лица в случае закрытия его филиала (представительства), иного обособленного подразделения по месту его нахождения осуществляется в течение десяти рабочих дней (ранее - четырнадцати) с момента получения налоговым органом сообщения, а в случае проведения выездной налоговой проверки – не ранее дня окончания проверки.
Постановка на учет иностранного юридического лица производится в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом (ранее - со дня подачи) заявления; снятие с учета – в течение десяти (ранее - четырнадцати) рабочих дней. А снятие с учета иностранной некоммерческой неправительственной организации на территории Российской Федерации осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления.
Дополнительно предусмотрен ряд действий, в том числе, в случае изменения места нахождения юридического лица, его филиала (представительства), места жительства индивидуального предпринимателя снятие с учета осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения налоговым органом сведений из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ). При этом в течение трех рабочих дней после внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ происходит передача регистрационного дела и учетного дела налогоплательщика из налогового органа в налоговый орган по новому месту постановки на учет.

2. Опубликован Приказ Федеральной Налоговой Службы от 28 сентября 2010 г. N ММВ-7-8/469@ "Об утверждении Порядка изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами" (зарегистрирован в Минюсте 27 октября 2010 г.)
Установлен новый порядок изменения налоговыми органами срока уплаты налогов и сборов, а именно путем предоставления рассрочки, отсрочки, инвестиционного налогового кредита. Изменение срока уплаты допускается теперь и в отношении пени и штрафа. Приказ предусматривает предоставление отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита на срок, не превышающий один год.
В отношении федеральных налогов и сборов такие решения принимаются ФНС России, в отношении региональных и местных – управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения заинтересованного лица, по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности.
При обращении с заявлением об изменении сроков уплаты налога и сбора, в случае предоставления рассрочки или отсрочки, в целях обеспечения уплаты налога в течение двенадцати рабочих дней с момента получения заявления налогоплательщика обязательно заключение договора поручительства или залога между налоговым органом и, соответственно, поручителем или залогодателем. Такой договор подлежит регистрации в налоговом органе.
При обращении с заявлением о предоставлении инвестиционного налогового кредита необходимо также предоставить бизнес-план инвестиционного проекта, документы, обосновывающие предоставление кредита, документы, подтверждающие выполнение предусмотренных законодательством действий.

Иностранные организации. Учет в налоговых органах

Опубликован Приказ Министерства финансов Российский Федерации от 30 сентября 2010 г. N 117н "Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения" (зарегистрирован в Минюсте 11 ноября 2010 г.).
Установлены новые правила осуществления постановки на налоговый учет и снятия с него иностранных организаций (за исключением инвесторов и операторов по соглашениям о разделе продукции). 
Так, налоговый учет иностранных организаций производится на основании осуществления деятельности через филиал, представительство, иное обособленное подразделение, зависимого агента; в случае владения недвижимым имуществом, транспортными средствами, предоставления в пользование недр для добычи полезных ископаемых; в связи с открытием банковских счетов. В соответствии с новыми положениями не осуществляется учет иностранных организаций на основе уведомлений об источниках доходов и движимом имуществе.
 Заявление (по установленной форме) о постановке на учет в налоговом органе иностранной организации, а также перечисленные в Приказе документы подаются в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ее деятельности на территории Российской Федерации. Предусмотрен порядок постановки на учет в случае открытия нового отделения иностранной организации, которая уже состоит на учете в налоговом органе. 
Приведены перечни необходимых документов для постановки на учет, снятия с учета, внесения изменений в Единый государственный реестр налогоплательщиков. Предусмотрены особенности постановки на учет иностранных организаций в зависимости от предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации оснований возникновения соответствующей обязанности. Так, в отношении иностранных организаций, осуществляющих владение недвижимым имуществом, транспортными средствами, пользование недрами, данные действия производятся на основании сведений, предоставленных органами, осуществляющими, соответственно, кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющие регистрацию транспортных средств, органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами. При этом датой постановки на учет будет являться дата совершения указанных соответствующих регистрационных действий.
Помимо обычного предусмотрен упрощенный порядок снятия с учета. Он применяется, если иностранная организация не представляет налоговые декларации (расчеты) и (или) годовой отчет о своей деятельности в России в течение восемнадцати месяцев со дня их последнего направления в налоговый орган. Основанием также может стать отсутствие в течение последних восемнадцати месяцев операций по банковским счетам, открытым на основании свидетельства о постановке на учет.
С момента вступления в силу данного Приказа (по истечении одного месяца со дня официального опубликования) прежние правила учета не применяются.

Трудовое законодательство

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. N 925 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 681" признаны утратившими силу утвержденные им правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранцами временной трудовой деятельности в России. В силу действующей редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" порядок выдачи разрешения на работу устанавливает уполномоченный федеральный орган исполнительной власти – Федеральная миграционная служба.

Аудиторская деятельность

Опубликован Приказ Министерства финансов Российский Федерации от 17 августа 2010 г. N 90н "Об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности" (зарегистрирован в Минюсте 11 ноября 2010 г.).
Новый стандарт аудиторской деятельности вводится взамен стандартов № 13 и № 14, утвержденных Постановлением Правительства № 696 от 23 сентября 2002 г. «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
В частности, установлено, что в обязанности аудитора не входит правовая квалификация того, действительно ли было совершено недобросовестное действие, экспертиза в отношении подлинности документации. Его задача – выявить неотражение числовых данных, нераскрытие информации в бухгалтерской отчетности, иное искажение. Приводятся примеры потенциальных рисков искажения данных бухгалтерской отчетности, указываются направления деятельности аудитора в ходе проверки и выявления несоответствия информации, содержащейся в отчетности, действительности.
Приводится перечень аудиторских процедур, осуществляемых аудитором, а именно: направление запросов руководителю, собственнику, работникам, третьим лицам, анализ системы внутреннего контроля в организации, выявленных взаимосвязей в ходе проверки, свидетельствующих о наличии рисков, тестирование обоснованности учетных записей и оценка экономической обоснованности значимых хозяйственных операций, информирование руководства, собственника, уполномоченных государственных органов о выявлении существенных искажений, документирование результатов проверки.

Таможенное регулирование

1. 29 ноября 2010 г. опубликован Федеральный закон от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Основная цель закона состоит в обеспечении выполнения Российской Федерацией международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного Союза (далее - ТС) в рамках ЕврАзЭС, решений органов ТС в сфере таможенного регулирования и таможенного дела. Разграничиваются предмет регулирования федерального закона и таможенного законодательства ТС. Правовые отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу ТС, регулируются в соответствии с таможенным законодательством ТС.
Предусмотрено, что официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу ТС, и решения органов ТС действуют в Российской Федерации непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения. Если таможенным законодательством ТС установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены данным федеральным законом, применяется таможенное законодательство ТС. 
Установлены особенности применения таможенных процедур в условиях функционирования ТС, правила определения страны происхождения товара, меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, особенности совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.
Среди прочего предусмотрено введение института уполномоченного экономического оператора в соответствии со ст. 38 Таможенного кодекса ТС, под которым понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в РФ для использования в производственной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из РФ, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов. 
Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением ряда положений, вступающих в силу с 1 октября 2011 года (в т.ч. о ставках таможенного сбора, о задержании товаров, не являющихся предметами административных правонарушений или преступлений), а также с 1 января 2012 года.

2. Опубликован Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 303-ФЗ "О ратификации Соглашения о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза".
Соглашение подписано 21 мая 2010 г. государствами-участниками Евразийского экономического сообщества (Беларусь, Казахстан, Российская Федерация) (далее – ЕврАзЭС) в целях реализации Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза (далее – ТС) и обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории ТС.
Основная задача Соглашения - обеспечить правовую охрану объектов интеллектуальной собственности при перемещении товаров через границу или при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Установлен порядок ведения реестра. Процедура взаимодействия таможенных органов стран-членов ТС между собой и с правообладателями осуществляется на основе Регламента, утвержденного решением Комиссии ТС от 18 июня 2010 г.
В единый реестр на основании заявлений правообладателей, подаваемых в центральный таможенный орган каждого из государств, включаются сведения об объектах авторских и смежных прав, товарных знаков, знаков обслуживания. При этом правообладатель обязан предоставить договор страхования ответственности за причинение имущественного вреда лицам в связи с приостановлением выпуска товаров на сумму не менее десяти тысяч евро. Данные реестра публикуются в официальных СМИ, а также размещаются на сайтах Комиссии ТС и таможенных органов государств-членов.

3. Президентом подписан Федеральный закон от 3 ноября 2010 г. N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года".
Конвенция содержит принципы проведения таможенного контроля, применения упрощенных процедур, начисления, взимания и уплаты пошлин, налогов.
Для каждой стороны предусмотрен период для выполнения Переходных стандартов Генерального приложения к Конвенции, равный 60 месяцам, Стандартов Генерального приложения и Специальных приложений или их Глав, Рекомендаций по практическому применению, равный 36 месяцам. В течение этого времени необходимо внести изменения в национальное законодательство в соответствии с нормами Конвенции.

Судебная и правоприменительная практика

Опубликовано Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 141 от 20 октября 2010 г. «О некоторых вопросах применения положений статьи 319 Гражданского кодекса Российской Федерации», где разъяснены вопросы, связанные с очередностью погашения требований по денежному обязательству, предусматривающей, что сумма произведённого платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга.
В частности, для целей применения ст. 319 ГК РФ конкретизировано понятие «издержек кредитора» и «процентов». При этом указано, что указание должником в платёжном документе назначения уплачиваемой им суммы само по себе не имеет значения при определении порядка погашения его обязательств перед кредитором по статье 319 ГК РФ.
Разъясняется, что поскольку указанная норма не определяет отношения, связанные с привлечением должника к ответственности за нарушение обязательства, то соглашением сторон может быть изменён порядок погашения только тех требований, которые названы в статье 319 ГК РФ. В связи с этим соглашение, предусматривающее первоочередное погашение требований, связанных с применением к должнику мер ответственности (например, неустойки), противоречит смыслу ст. 319 ГК РФ и является ничтожным. Такие требования могут быть удовлетворены должником как до, так и после удовлетворения требований кредитора, указанных в статье 319 ГК РФ.
Отмечается, что по соглашению сторон расчёты по договору, а также уплата неустойки и иных денежных сумм, являющихся мерами ответственности за нарушение договора, могут осуществляться посредством платежных требований без предварительного акцепта плательщика, что не лишает, однако, должника права требовать возврата излишне уплаченной неустойки, в т.ч. в судебном порядке, как в связи с ее несоразмерностью (ст. 333 ГК РФ), так и по иным предусмотренным основаниям.

Гражданский процесс

1 декабря 2010 г. Советом Федерации принят и направлен на подпись Президенту РФ Федеральный закон "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации". 
Законом вводятся апелляционные инстанции в судах общей юрисдикции всех уровней. В Раздел II ГПК РФ введена глава, регулирующая вопросы производства в суде апелляционной инстанции, в частности, предусматривающая, что решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, подлежат обжалованию в апелляционном порядке (ранее в апелляционном порядке могли быть обжалованы только решения, вынесенные мировыми судьями). Также предусмотрено обжалование в суде апелляционной инстанции определений суда первой инстанции (путем подачи частной жалобы, представления прокурора). В апелляционной инстанции допускается письменный отказ истца от иска, признание иска ответчиком, заключение мирового соглашения. Не предусматривается возможность соединения, разъединения нескольких требований, изменение предмета или основания иска, размера исковых требований, предъявление встречного иска, замена ненадлежащего ответчика, привлечение к участию третьих лиц.
Апелляционная жалоба и апелляционное представление прокурора могут быть поданы в течение одного месяца, а частная жалоба, представление прокурора - в течение пятнадцати (раннее – десяти) дней после вынесения решения в окончательной форме. Таким образом, изменены сроки вступления в силу решений судов первой инстанции. 
В кассационной инстанции в течение шести месяцев обжалуются судебные постановления, вступившие в законную силу, при этом условием обжалования в кассации является исчерпание способов обжалования судебного постановления до дня вступления его в силу. По общему правилу суды апелляционной и кассационной инстанций рассматривают дела в пределах доводов соответствующей жалобы (представления). 
Предусмотрены изменения, касающиеся производства в суде надзорной инстанции. Внесены изменения в положения о пересмотре вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам. Также предусматривается возможность пересмотра по новым обстоятельствам. Приведен перечень обстоятельств, которые относятся к вновь открывшимся и к новым обстоятельствам, соответственно.
В целом данный закон существенным образом меняет регулирование обжалования и пересмотра судебных актов в рамках гражданского процесса, нацелен на унификацию порядка рассмотрения судебных споров, а следовательно, вводит все соответствующие процессуальные нормы, на основании которых предполагается осуществлять гражданское судопроизводство в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций. 
Основная часть положений указанного закона вступит в силу 1 января 2012 г. Отдельные положения (касающиеся обжалования по вопросам компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок) вступают в силу с 1 марта 2011 г.

Законопроекты. Изменения в Гражданский кодекс РФ

Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства во исполнение Указа Президента РФ от 18 июля 2008 года № 1108 "О совершенствовании гражданского законодательства" разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений в Гражданский кодекс РФ. Опубликованы изменения в Раздел I (Общие положения, статьи 1-208), Раздел II ГК РФ (Право собственности и другие вещные права), Раздел III (Общая часть обязательственного права, статьи 307-453), Раздел VI (Международное частное право) ГК РФ. 
Подготовке проекта закона предшествовала разработка Концепции развития гражданского законодательства, которая одобрена Советом по кодификации на заседании 7 октября 2009 года под председательством Президента РФ. Предлагаемые изменения в ГК РФ имеют фундаментальный характер, вносятся в целях дальнейшего развития основных принципов гражданского законодательства, соответствующих новому уровню развития рыночных отношений, отражения в ГК опыта его применения и толкования судами, сближения положений кодекса с правилами регулирования соответствующих отношений в праве Европейского Союза; использования в российском гражданском законодательстве новейшего положительного опыта модернизации гражданских кодексов ряда европейских стран, обеспечения стабильности гражданского законодательства Российской Федерации.