ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | №6/2010 Июнь 2010
02.06.2010

№6/2010 Июнь 2010

Таможенный Кодекс Таможенного  Союза

Принят Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза", в соответствии с которым Россией ратифицируется Договор о Таможенном кодексе таможенного союза, подписанный в Минске 27 ноября 2009 (Договор), по которому стороны (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) принимают Таможенный кодекс таможенного союза (Кодекс), являющийся неотъемлемой частью данного Договора.
 
Таможенный союз (ТС) согласно Договору о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года (вступил в силу 10 октября 2008 года)  является формой торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Договор заключен в целях обеспечения таможенного регулирования на единой таможенной территории ТС, состоящей из таможенных территорий сторон Договора. Кодекс устанавливает, что таможенное законодательство, действующее на таможенной территории ТС состоит из Кодекса, международных договоров государств-членов ТС, регулирующих таможенные правоотношения в ТС, решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в ТС. Комиссия ТС - это единый постоянно действующий регулирующий орган таможенного союза.

Кодекс закрепляет основные принципы перемещения товаров через территорию ТС и по ней, правила определения страны происхождения товара, формирования его таможенной стоимости, порядок применения различных процедур; установлено действие единых условий транзита на всей территории ТС, закреплены виды таможенных процедур, в том числе, выпуск для внутреннего потребления, экспорт, таможенный склад, реимпорт, реэкспорт, временный ввоз, временный вывоз.  Определен перечень таможенных платежей и сроки их внесения в зависимости от применяемых процедур. Установлены процедуры заполнения, представления, а также порядок уточнения таможенной декларации. Предусматриваются особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров.

Также Кодексом предусмотрен ряд переходных положений, устанавливающих, в частности, что Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством ТС и возникшим со дня вступления его в силу, при этом если международные договоры государств-членов ТС и решения Комиссии ТС, предусмотренные Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств-членов ТС, регулирующее соответствующие правоотношения. Отдельно предусматриваются переходные положения для деятельности таможенных представителей (агентов), таможенных брокеров, таможенных перевозчиков; переходные положения об особенностях совершения таможенных операций, об особенностях перевозки товаров под таможенным контролем, о статусе товаров и таможенных процедурах и пр.

Договор и прилагаемый к нему Таможенный кодекс таможенного союза вступил в силу с 1 июля 2010 г.

Приватизация

Вступил в силу Федеральный закон от 31 мая 2010 г. N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества". В соответствии с изменениями, в частности, установлено, что Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с отчуждением федерального имущества в соответствии с решениями Правительства РФ, принимаемыми в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики. Указано, что отчуждение такого имущества регулируется иными федеральными законами.

Для реализации единой государственной политики в сфере приватизации Правительство РФ вправе своим решением поручать юридическим лицам организовывать от имени Российской Федерации в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества и (или) осуществлять функции продавца. В указанном решении определяются подлежащее приватизации федеральное имущество, действия данных юридических лиц, размер и порядок выплаты им вознаграждения. Правительство РФ утверждает перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца.
Срок, на который утверждается прогнозный план (программа) приватизации может теперь составлять от 1 года до 3-х лет. При разработке прогнозного плана должны учитываться также соответствующие решения Правительства РФ. 
Внесены изменения, касающиеся внесения в качестве вклада в уставные капиталы ОАО находящихся в федеральной собственности акций ОАО, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий. Такие акции вносятся без изменения прогнозного плана (программы) приватизации. При этом в отношении данного имущества должны быть заранее приняты решения Президента РФ и Правительства РФ. 
Установлено, что вместо нормативной цены имущества собственником устанавливается начальная цена, которая определяется на основании отчета об оценке имущества. Закреплена возможность проведения торгов в электронной форме, которые организуются в порядке, определенном Правительством РФ.

Введен ряд положений, касающихся совершенствования информационного обеспечения приватизации. Кроме того, в новой редакции изложена статья о продаже имущества посредством публичного предложения, осуществляемого в случае, если аукцион был признан несостоявшимся.


Персональные данные и деятельность судов РФ

28 июня 2010 г. принят Федеральный закон N 123-ФЗ О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О персональных данных» и статью 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Установлено, что действие Федерального закона «О персональных данных» не распространяется на отношения, возникающие при предоставлении уполномоченными органами информации о деятельности судов в РФ. Указанные отношения регулируются Федеральным законом «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Указанный закон также предусматривает, что в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из размещаемых в сети Интернет судебных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного,  оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, судьи (судей), а также прокурора, адвоката и представителя. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса. Не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных приказов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2010 г.


Судебная практика. Обзор Верховного Суда РФ

Опубликован Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.). В обзоре, в частности, приведены краткие выводы по некоторым вопросам применения законодательства на примере рассмотренных судами дел. Приводится позиция судов общей юрисдикции в отношении толкования и применения законодательства РФ по различным видам споров, в том числе вытекающих из гражданских, трудовых, социальных, административных правоотношений.

Приводится позиция судов касательно договоров поручительства, обеспечивающих обязательства по кредитным договорам. Указывается, что при ненадлежащем исполнении заёмщиком обязательств по кредитному договору срок давности предъявления кредитором требования к поручителям о возврате заёмных средств, погашение которых в соответствии с условиями договора определено периодическими платежами, исчисляется с момента наступления срока погашения очередного платежа. Указание в договоре поручительства на то, что поручители ознакомлены со всеми условиями кредитного соглашения, в том числе со сроком его действия, не является условием о сроке действия договора поручительства.

В части споров, возникающих из трудовых отношений, указывается, что законодательством не предусмотрена необходимость исчисления работодателем годового вознаграждения работника в соответствии с правилами, установленными для исчисления средней заработной платы. Порядок расчёта годового вознаграждения не равнозначен порядку расчёта средней заработной платы. Поскольку законодательством порядок расчёта годового вознаграждения не определён, стороны трудовых отношений вправе осуществить по этому вопросу собственное правовое регулирование. Понятие "средняя заработная плата" не тождественно понятию "годовое  вознаграждение", в связи с чем установленный в ст. 139 ТК РФ порядок расчёта среднего заработка не является обязательным для расчёта годового вознаграждения. Таким образом, работодатель вправе по согласованию с представительным органом работников при заключении коллективного договора определить собственный механизм расчёта дополнительных выплат стимулирующего характера, предусмотренных действующей у работодателя системой оплаты труда.

По вопросам гражданского процесса, в частности, указывается, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации о ликвидации юридического лица, созданного с нарушением требований действующего законодательства. При этом указание государственного органа, от лица которого прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обращается в суд с заявлением о защите интересов Российской Федерации, не требуется.

Кроме того даны отдельные разъяснения по некоторым вопросам, возникающим в судебной практике. Так по вопросу о размере государственной пошлины при подаче в суд искового заявления, содержащего требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, разъяснено следующее. Такое исковое заявление носит имущественный характер и всегда подлежит оценке, поэтому в нем должна быть указана цена, исчисленная, исходя из суммы процентов, начисленных к моменту предъявления иска. Следовательно, государственная пошлина при подаче искового заявления о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами должна исчисляться из суммы процентов, начисленных к моменту предъявления иска, и может быть изменена на день вынесения судом решения.

Также разъяснено, что рассмотрение жалобы на постановление, вынесенное должностным лицом государственной инспекции труда, о привлечении юридического лица к административной ответственности за нарушение трудового законодательства (ч. 1 ст. 5.27 КоАП), относится к подведомственности суда общей юрисдикции, а не арбитражных судов.


Судебная практика. Средства массовой информации

15 июня 2010 г. принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».

В Постановлении освещается широкий спектр вопросов, связанных с деятельностью средств массовой информации (СМИ), в том числе относительно ответственности СМИ, регистрации СМИ, а также распространения информации в сети Интернет.

В частности, указывается, что лица, допустившие нарушения законодательства при распространении массовой информации через сайты в сети Интернет, не зарегистрированные в качестве СМИ, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ без учета особенностей, предусмотренных законодательством о СМИ. При разрешении вопроса о том, имел ли место факт распространения сведений через сайты в сети Интернет, суд вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Указано, что в случае, если спорные правоотношения связаны с производством продукции СМИ, надлежащим ответчиком является издательство, если заявленные требования касаются распространения продукции СМИ – распространитель такой информации. При этом по делам, вытекающим из содержания распространенной информации, ни издатель, ни распространитель продукции СМИ не являются надлежащими ответчиками, поскольку эти лица не вправе вмешиваться в деятельность редакции, в ходе которой определяется содержание сообщений и материалов.


Кредитные организации

1 июня 2010 г. принято Постановление Правительства РФ N 385 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2007 г. N 335», согласно которому увеличены размеры активов кредитных организаций, подлежащие антимонопольному контролю.

Установлено, что суммарная стоимость активов кредитных организаций по последним балансам, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на слияние или присоединение кредитных организаций составляет 33 млрд. руб. (ранее – 24 млрд. руб.). Размер активов по последнему балансу кредитной организации, акции (доли) и (или) имущество которой вносятся в качестве вклада в уставный капитал создаваемой коммерческой организации, при превышении которого требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа теперь также составляет 33 млрд. руб.  (ранее – 25 млрд. руб.). Аналогично стоимость активов по последнему балансу кредитной организации, при превышении которой требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на осуществление сделок с акциями (долями), активами кредитной организации или правами в отношении кредитной организации, установлена в размере 33 млрд. руб. (ранее – 25 млрд. руб.).

Кредитная организация обязана уведомить антимонопольный орган в случаях: (а) создания такой кредитной организации в результате слияния кредитных организаций (не позднее чем через 45 дней после даты слияния), если суммарная стоимость активов по последним балансам кредитных организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния, не превышает 33 млрд. руб. (ранее 24 млрд. руб.); (б) присоединения к ней одной или нескольких кредитных организаций (не позднее чем через 45 дней после даты присоединения), если суммарная стоимость активов по последним балансам указанных организаций не превышает 33 млрд. руб. (ранее 24 млрд. руб.); (в) осуществления сделок и иных действий в случаях предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 30 Закона (не позднее чем через 45 дней после даты осуществления таких сделок, иных действий), при превышении стоимости активов по последнему балансу такой кредитной организации 2,5 млрд. руб. (ранее 2 млрд. руб.).

Величина стоимости активов кредитной организации по последнему бухгалтерскому балансу, предшествующему дате достижения соглашения между финансовыми организациями, превышение которой является основанием для направления в антимонопольный орган уведомления в соответствии с ч. 9 ст. 35 Закона, установлена в размере 390 млрд. руб. (ранее 300 млрд. руб.).


Рынок ценных бумаг

27 апреля 2010 г. принят Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам N 10-29/пз-н «Об утверждении Критериев и Порядка включения иностранных фондовых бирж в Перечень иностранных фондовых бирж, прохождение процедуры листинга на которых является обязательным условием для принятия российской фондовой биржей решения о допуске ценных бумаг иностранных эмитентов к торгам без решения федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг об их допуске к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, а также об утверждении указанного Перечня».

Установлено, что для включения иностранных фондовых бирж в Перечень они должны одновременно отвечать следующим критериям: (а) являться членом Всемирной федерации бирж (ВФБ), либо Федерации евро-азиатских фондовых бирж (ФЕАФБ), либо Международной ассоциации бирж стран СНГ (МАБ СНГ); (б) местом учреждения иностранной фондовой биржи должно быть государство, являющееся членом Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), членом или наблюдателем Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и (или) членом Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (Манивэл); либо государство, с соответствующим органом которого ФСФР России заключено соглашение, предусматривающее порядок взаимодействия соответствующего органа  с ФСФР России.

 При выявлении иностранных фондовых бирж, соответствующих указанным выше критериям, ФСФР принимает решение об их включении в Перечень. Если включенные в Перечень иностранные фондовые биржи перестают соответствовать установленным критериям, ФСФР принимает решение об их исключении из Перечня. Установлен перечень источников для принятия ФСФР указанных решений. На сегодняшний день в Перечень включено всего 65 иностранных фондовых бирж.


Ставка рефинансирования

     По информации ЦБР от 31 мая 2010 г. с 1 июня 2010 г. ставка рефинансирования Банка России установлена в размере 7,75 % годовых. Последняя ставка действовала с 29 апреля 2010 г. и составляла 8 % годовых. В связи с этим соответственно пересмотрены процентные ставки по операциям, проводимым Банком России.