ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | Апрель 2011
01.04.2011

Апрель 2011

Рынок ценных бумаг

Опубликован приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 28 декабря 2010 г. N 10-78/пз-н (зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2011 г.) "Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг", который распространяется на всех профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг в Российской Федерации.

Положение, в частности, устанавливает корпоративные требования, предъявляемые к фондовым биржам (обязательное наличие органов корпоративного управления, специальных коллегиальных органов, внутренних подразделений). Предусмотрены правила методики расчетов индексов и требования, которым должен соответствовать фондовый индекс. Предусмотрены вопросы взаимодействия с участниками торгов, в т.ч. обязанность получения отчетов участников торгов, по внебиржевым сделкам и обязанности ведения реестра таких сделок, порядок и объем раскрытия информации. Установлены документы, которые подлежат регистрации в ФСФР. Урегулированы критерии допуска к участию в торгах, вопросы регистрации, ведение реестра участников торгов, предусмотрены правила допуска ценных бумаг к торгам.

Некоторые правила затрагивают клиринговые организации, в частности  относительно регистрации организаторами торговли участников клиринга, направления участникам отчетов по сделкам по итогам клиринга, предоставления клиринговыми организациями определенных сведений и раскрытия информации.

Организаторы торговли, а также иные профессиональные участники рынка ценных бумаг, на которых распространяется Положение, должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями нового Положения до 25 июня 2011 г. Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР РФ от 09.10.2007 N 07-102, признано утратившим силу.


Федеральная служба по финансовым рынкам

Опубликовано Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2011 г. N 326 "О некоторых вопросах деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере финансовых рынков", в соответствии с которым, в результате присоединения ранее Росстрахнадзора к ФСФР предусмотрено, что ФСФР России осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).

Постановление определяет функции ФСФР в сфере страховой деятельности: контроль и надзор за соблюдением субъектами страхового дела (страховыми организациями, обществами взаимного страхования, страховыми брокерами и страховыми актуариями) страхового законодательства; достоверностью представляемой субъектами страхового дела отчетности; выдачей страховщиками банковских гарантий и другие. ФСФР, в частности, принимает решения о выдаче или отказе в выдаче лицензий (аннулировании, ограничении, приостановлении, возобновлении действия и отзыве лицензий) субъектам страхового дела, введет единый реестр субъектов страхового дела.

 Действовавшие ранее постановления Правительства РФ в отношении Росстрахнадзора признаны утратившими силу.


Инсайдерская информация

Опубликован Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 21 января 2011 г. N 11-3/пз-н "Об утверждении Положения о порядке уведомления лиц об их включении в список инсайдеров и исключении из такого списка, Положения о передаче списков инсайдеров организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром, Положения о порядке и сроках направления уведомлений инсайдерами о совершенных ими операциях". 
 
 Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком" к инсайдерам (т.е. обладателям точной и конкретной информации, которая не была распространена или предоставлена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну), распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров) отнесены, в частности, эмитенты ценных бумаг и управляющие компании, хозяйствующие субъекты, включенные в реестр монополистов, организаторы торговли на финансовых рынках, клиринговые организации, депозитарии, профессиональные участники рынка ценных бумаг, члены руководящих органов организаций и иные лица, имеющие доступ к инсайдерской информации.

Утвержденные Приказом ФСФР Положения конкретизируют порядок исполнения установленных законом обязанностей вести список инсайдеров, уведомлять включенных в список лиц об их включении в такой список или об исключении из него и передавать список организаторам торговли, через которых совершаются операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой или товаром. Инсайдеры, включенные в этот список, обязаны уведомлять о своих операциях с ценными бумагами эмитента, включившего их в список инсайдеров и федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков. Утверждены порядок, рекомендуемая форма уведомления, а также последствия неполучения такого уведомления.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 апреля 2011 г. Регистрационный № 20382.


Электронная подпись

1. Опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", который заменил ранее действовавший Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"

Закон регулирует отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных  услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных   юридически значимых действий.

 Закреплено понятие электронной подписи (ЭП). ЭП – это информация в  электронной  форме, которая присоединена к другой  информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию;

Устанавливаются принципы использования ЭП, а также два вида ЭП: простая и усиленная. Усиленная может быть квалифицированной или неквалифицированной. Простая ЭП подтверждает, что данное электронное сообщение отправлено конкретным лицом. Усиленная неквалифицированная ЭП позволяет подтвердить, что с момента подписания документа его никто не изменял. Сообщение с простой или неквалифицированной ЭП приравнивается к бумажному документу, подписанному собственноручно, в случае если стороны заранее об этом договорились. Усиленная квалифицированная ЭП дополнительно подтверждается сертификатом, выданным аккредитованным удостоверяющим центром. Такая ЭП во всех случаях приравнивается к бумажному документу с собственноручной подписью. Закон также содержит регулирование в отношении электронных подписей ЭП созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами.

 Уполномоченный в сфере ЭП орган определяет Правительство РФ. Такой орган проводит аккредитацию удостоверяющих центров, которые в свою очередь выдают и аннулируют сертификаты ключей для проверки подписей, ведут реестры сертификатов, проверяют уникальность ключей. Создание сертификата осуществляется на основании соглашения между ним и заявителем. В Законе закреплены требования к удостоверяющему центру.


2. Опубликован Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электронной подписи", в соответствии с которым были внесены изменения в Гражданский кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральный закон "О кредитных историях".

Поправки обусловлены принятием Закона об электронной подписи (ЭП), заменяющего Закон “об электронной цифровой подписи”. Термин электронная подпись используется в этих нормативных актах в соответствии с новым законном.

Урегулировано, что обращаться за государственной услугой и предоставлять ее можно используя электронные документы, подписанные ЭП. Виды ЭП и порядок использования для этих целей устанавливаются Правительством РФ. Также определяется, способ обращения с простой ЭП при оказании услуг, и перечень субъектов, имеющих право создавать и выдавать соответствующие ключи. Ключи предоставляются бесплатно. Документы для предоставления услуг, на которых стоит простая ЭП, признаются равнозначными бумажным, подписанным собственноручно. При этом сохраняются правила, установленные кодексами применительно к факсимильному воспроизведению подписи на бумажном носителе с помощью средств копирования.


Труд иностранцев

1. Опубликовано Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 286 "О ведении банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которым определяются: порядок формирования и обеспечения функционирования государственной информационной системы миграционного учета, участники информационного обмена, порядок внесения изменений в сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства, порядок и срок их хранения, порядок доступа к сведениям, порядок их предоставления, использования и защиты.

 Так, ФМС России ведет банк данных об осуществлении иностранцами трудовой деятельности в РФ. В Постановлении определен перечень сведений, включаемых в банк данных: информация о документах, удостоверяющих личность иностранного гражданина, о вписанных в них членах семьи, дактилоскопические данные, ИНН, сведения о доходах, состоянии здоровья, образовании, миграционной карте, разрешении на временное проживание в России, работодателе.

Поставщиками такой информации являются: Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Федеральная налоговая служба или другие органы, в случае если на них возложены обязанности по фиксации информации об иностранных гражданах и (или) ее представлению в органы миграционного учета.


2. Опубликован Федеральный закон от 21 апреля 2011 г. N 80-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и статью 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

 Внесенные изменения предусматривают исключение из общего правила об обязательном наличии разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан. В соответствии с внесенными поправками “приглашенные в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемые помимо этого для занятия преподавательской  деятельностью в научных организациях и имеющих государственную аккредитацию  высших учебных заведениях, за исключением учреждений профессионального   религиозного образования (духовных образовательных учреждений)“ вправе осуществлять трудовую деятельность без разрешения на работу.


3. Опубликовано Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2011 г. N 28 "О внесении изменений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". В ч. 4 ст. 18.9. КоАП РФ устанавливается ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с миграционным учетом.

Судам разъяснено, как решается вопрос о вине юридического лица, не направившего в установленный срок отрывную часть бланка уведомления о прибытии иностранца на место пребывания. Отмечено, что вина юридического лица отсутствует если, оно не направило отрывную часть бланка, так как не получило его от иностранца, несмотря на предпринятые усилия, но проинформировала миграционный орган о невозможности направить такой документ в двухдневный срок. Отмечается, что при совершении аналогичных действий индивидуальным предпринимателем его вина также отсутствует.


Таможенное право

Опубликован Федеральный закон от 5 апреля 2011 г. N 59-ФЗ "О ратификации Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов таможенного союза", в соответствии с которым ратифицировано соглашение, определяющее особенности привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства ТС и его членов.

Так, административное дело возбуждается по месту и в соответствии с законодательством государства, где оно было выявлено. При этом в случае недоставки товаров и документов на них в назначенное место, к ответственности привлекают по правилам той стороны, таможенными органами которой товары были выпущены. Уголовные дела возбуждаются и расследуются по месту совершения. Если лицо совершило преступление на территории нескольких сторон, дело возбуждается по месту совершения последнего.


Сертификация

Опубликовано Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2011 г. N 248 "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии", в соответствии с которым были дополнены полномочия Росстандарта.

Вышеупомянутое агентство формирует и ведет части Единых реестров органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии. Росстандарт выдает изготовленные по единой форме бланки сертификатов соответствия, организует работы по сертификации и регистрации деклараций о соответствии продукции, подлежащей обязательной оценке соответствия.


Государственные информационные ресурсы

Опубликовано Распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 654-р "О базовых государственных информационных ресурсах", в соответствии с которым  утверждается перечень базовых государственных информационных ресурсов, используемых при предоставлении государственных или муниципальных услуг.

Распоряжение предусматривает 11 ресурсов: ЕГРЮЛ; единый государственный реестр налогоплательщиков; государственный кадастр недвижимости; информационные ресурсы, полученные в результате учета выданных, утраченных и похищенных паспортов гражданина РФ; ЕГРИП; информационные ресурсы, полученные в результате регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания; информационные ресурсы, полученные в результате миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства; ЕГРП; реестр регистрации автомототранспортных средств; адресный реестр.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают круглосуточный непрерывный доступ в электронном виде к базовым ресурсам, достоверность, полноту и актуальность предоставляемой информации. Также им необходимо регистрировать сообщения о выявленных ошибках и неполноте имеющихся сведений и др. С 1 июля 2011 г. организациям по их запросам должны предоставляться сведения о лицах и (или) об объектах в электронном виде. МВД России не позднее 6 месяцев после вступления в силу закона, регулирующего указанные вопросы, вводит в эксплуатацию информационную систему, где будет формироваться реестр регистрации автомототранспортных средств.


Ставка рефинансирования ЦБР

Опубликована Информация ЦБР от 29 апреля 2011 г. С 3 мая 2011 г. ставка рефинансирования ЦБР увеличивается с 8 до 8,25% годовых.