ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | ЭДО в трудовых отношениях: юридические тонкости
10.10.2022

ЭДО в трудовых отношениях: юридические тонкости

1 марта 2023 года в силу вступает новое положение статьи 22.1 ТК РФ о единых требованиях к составу и форматам электронных документов. Под ЭДО понимается создание, подписание, использование и хранение работодателем документов, оформленных в электронным виде без дублирования на бумажном носителе. Упомянутые единые требования устанавливают Минтруд РФ по согласованию с Минцифры РФ и Росархивом. Что это означает на практике? Как правильно подготовиться к этому периоду? Рассказывает Марина Абрамова, адвокат, партнер, руководитель трудовой практики АБ «Андрей Городисский и партнеры».

— Марина, в марте в силу вступает приказ о единых требованиях к электронному документообороту. Какие изменения компании и сотрудники почувствуют в первую очередь?

Скажу так: очень многие компании уже давно вводят отдельные элементы электронного документооборота в кадровый документооборот. Вместе с тем, в полном объеме его готовы внедрить далеко не все работодатели, в первую очередь потому, что это требует серьезных вложений в инфраструктуру. По существу, на практике компании рассматривают для себя возможность введения электронного кадрового документооборота как части уже имеющейся у них системы ЭДО и применения ЭП.

Отдельно хочу отметить, что работник может не согласиться на применение ЭДО в трудовых отношениях (за исключением тех, кто принимается на работу впервые, и у кого отсутствует трудовой стаж на 01.01.2022), и это играет не последнюю роль при принятии управленческих решений, поскольку в основном компании, конечно, стремятся к унификации и единообразию в документообороте. Применение ЭДО в большей мере характерно для крупных и средних предприятий. Если говорить о сферах деятельности, то в первую очередь интересуются и стремятся ввести ЭДО IT-компании.

— Как правильно подготовиться к этому периоду? Каким техническим требованиям необходимо соответствовать?

Введение ЭДО не является обязательным, поэтому каждое предприятие принимает соответствующее решение в первую очередь в зависимости от своей технической оснащенности, степени развитости IT-инфраструктуры. Напомню, что все расходы, связанные с введением ЭДО, в том числе на получение усиленных ЭП для работников, когда это требуется, например, для подписания определенных кадровых документов, возложены на работодателя.

— Какие резонансные и важные, на ваш взгляд, законодательные инициативы могут вступить в силу в ближайшее время или находятся сейчас в стадии обсуждения? Как они изменят трудовые отношения?

Не готова сейчас выделить какие-то конкретные вещи, поскольку именно сейчас ситуация быстро меняется. Вместе с тем, изменения в ТК РФ очевидно будут приниматься. Всячески приветствуя деятельность государства по поддержке граждан, хочу все же отметить, что принимаемые законотворческие инициативы и решения не должны постоянно приводить к возложению дополнительных обязанностей на компании, в том числе и в целях облегчения функционирования государственных структур.

— Считанные недели остаются до конференции «Трудовое право», на которой вы выступите в качестве спикера. Как вы считаете, насколько в нынешних обстоятельствах важно поддерживать связи в профессиональном сообществе?

Несмотря на большой личный опыт и постоянную вовлеченность в практическую работу, мне всегда важно и интересно знать, «чем дышит» и профессиональное сообщество, и бизнес-сообщество. Без обмена опытом и обсуждения крайне сложно, если не невозможно, двигаться вперед. Не видишь точек роста. Возможность поделиться собственным опытом, быть полезной другим тоже очень важна для меня. Всегда с удовольствием отвечаю на вопросы аудитории.

https://emplaw.ru/news/items/edo-v-trudovykh-otnosheniyakh-yuridicheskie-tonkosti/