ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | Информационный бюллетень. Обзор изменений законодательства. Декабрь 2012 – январь 2013
15.02.2013

Информационный бюллетень. Обзор изменений законодательства. Декабрь 2012 – январь 2013

Информационный Бюллетень


Обзор изменений законодательства
Декабрь 2012 - Январь 2013

Ценные бумаги

Опубликован Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

Закон направлен на совершенствование порядка регулирования отношений, связанных с процедурой эмиссии ценных бумаг. В частности, закрепляется, что небольшие и венчурные эмитенты освобождаются от государственной регистрации проспекта ценных бумаг, размещаемых среди квалифицированных инвесторов или небольшого числа лиц (до 150), а также, если сумма привлекаемых денежных средств не превышает 200 млн. руб. в год, либо каждый приобретатель вносит не менее 4 млн. руб. Такие ценные бумаги могут допускаться к организованным торгам.

Устанавливаются меры по сокращению срока регистрации выпусков ценных бумаг и связанных с ней расходов эмитента – предусматривается возможность предварительного рассмотрения регистрирующим органом документов при регистрации проспекта ценных бумаг без их утверждения уполномоченным органом эмитента; разделение проспекта на основную и дополнительную части, регистрируемые отдельно.

Допускается обращение эмиссионных ценных бумаг сразу же после государственной регистрации их выпуска или присвоения идентификационного номера. При этом переход прав собственности на бумаги запрещается до их полной оплаты или до государственной регистрации отчета об итогах их выпуска.
Законом уточняются процедуры уведомления ЦБ РФ о приобретении более 1% акций банка и получения предварительного согласия ЦБ РФ на покупку более 20% акций банка.

Закрепляется порядок устранения нарушений, допущенных при приобретении и (или) получении в доверительное управление акций (долей) кредитной организации.
Разрешена оплата уставного капитала кредитной организации путем зачета денежных требований о выплате объявленных дивидендов.
Вводится государственная пошлина за предварительное рассмотрение документов, необходимых для регистрации выпуска ценных бумаг, и за регистрацию основной части проспекта ценных бумаг.

Закон вступил в силу с 02 января 2013 г., за исключением некоторых положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу.

Опубликовано Информационное письмо ФСФР России от 24.01.2013 N 13-ДП-03/1651 "О раскрытии информации, содержащейся в уведомлении о возможности осуществления преимущественного права приобретения ценных бумаг, в соответствии с требованиями законодательства РФ о ценных бумагах".

Информационным письмом сообщается, что если цена размещения или порядок ее определения не установлены решением, являющимся основанием для размещения путем открытой подписки дополнительных акций или эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, срок действия преимущественного права не может быть менее 20 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления, а если информация, содержащаяся в таком уведомлении, раскрывается в соответствии с требованиями законодательства о ценных бумагах, - менее восьми рабочих дней с момента ее раскрытия. В этом случае уведомление должно содержать сведения о сроке оплаты ценных бумаг, который не может быть менее пяти рабочих дней с момента раскрытия информации о цене размещения или порядке ее определения.

Информация, которую эмитент обязан раскрывать в соответствии с положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг и иными нормативными правовыми актами ФСФР России путем ее опубликования в сети Интернет, должна быть доступна на странице в сети Интернет в течение сроков, установленных этими нормативными правовыми актами. Поскольку срок, в течение которого информация, содержащаяся в уведомлении о возможности осуществления преимущественного права приобретения ценных бумаг, должна быть доступна на странице в сети Интернет, нормативными правовыми актами не установлен, ФСФР России рекомендует обеспечивать доступ до истечения не менее 12 месяцев с даты опубликования в сети Интернет текста зарегистрированного отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг или текста представленного в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска ценных бумаг. Срок действия преимущественного права приобретения ценных бумаг может составлять менее 20 дней, но не должен быть менее 8 рабочих дней в случае, если информация, содержащаяся в уведомлении о возможности осуществления преимущественного права, раскрывается с соблюдением требований Положения. При этом указанный 8-дневный срок следует исчислять с момента раскрытия информации, содержащейся в уведомлении о возможности осуществления преимущественного права приобретения ценных бумаг, в ленте новостей.

Арбитражный процесс

Опубликован Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".

Закон уточняет, какие нормативно-правовые акты оспариваются в арбитражных судах - рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ранее арбитражные суды рассматривали дела об оспаривании нормативных правовых актов в определенных сферах (налогообложение; валютное регулирование и валютный контроль; таможенное, антимонопольное регулирование; естественные монополии; банковская, страховая, аудиторская, оценочная деятельность; рынок ценных бумаг и т. д.) независимо от того, являются ли заявителями организации, индивидуальные предприниматели или граждане.)

Уточняется, что арбитражный суд прекращает производство по делу, если есть вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции (прежде - решение суда) по ранее рассмотренному делу, проверившего по тем же основаниям соответствие оспариваемого акта иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. На момент подготовки Информационного Бюллетеня, Закон официально опубликован не был.

Трудовое право. Иностранные граждане

Опубликован Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 320-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

В соответствии с Законом, разрешение на временное проживание может оформляться в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца и признаваемом нашей страной. Так допускается получение отдельного документа, форма которого утверждается ФМС России (далее - Служба).

Предусматривается, что заявление о продлении вида на жительство подается (в том числе и в электронном виде) в территориальный орган Службы не позднее, чем за 2 месяца до истечения срока действия вида на жительство.

Лица, временно проживающие в России,  освобождаются от необходимости получать разрешение на работу. Соответственно, более не требуются разрешения на их привлечение и использование.

Документы, необходимые для работы иностранных высококвалифицированных специалистов, разрешается подавать в электронном виде через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в т. ч. Интернет. В частности, можно воспользоваться единым порталом государственных и муниципальных услуг (однако, пока данные документы рассматриваются в уполномоченном органе, заявитель должен предъявить их также на бумажном носителе).

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. На момент подготовки Информационного Бюллетеня, Закон официально опубликован не был.

Судебная практика

Опубликовано Определение ВАС РФ от 09.01.2013 N 14828/12 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ".

9 января 2013 коллегией судей ВАС РФ на рассмотрение Президиума ВАС РФ был передан спор об истребовании недвижимого имущества из чужого незаконного владения у приобретателя - офшорной компании. Коллегией судей ВАС РФ была сформулирована правовая позиция, согласно которой при разрешении спора об истребовании имущества из чужого незаконного владения, бремя доказывания наличия либо отсутствия обстоятельств, защищающих оффшорную компанию как самостоятельного субъекта в ее взаимоотношениях с третьими лицами, должно возлагаться на оффшорную компанию. Такое доказывание осуществляется, прежде всего, путем раскрытия информации о том, кто в действительности стоит за компанией, то есть, раскрытия информации о ее конечном бенефициаре. Правовое последствие нераскрытия этой информации - отказ в судебной защите, который, в частности, состоит в том, что суд не будет принимать новые доказательства, предъявляемые такой компанией.

Опубликовано Постановление Конституционного Суда РФ от 17 января 2013 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности положения части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Маслянский хлебоприемный пункт" (далее - Общество).

Предметом проверки стали нормы КоАП РФ, устанавливающие ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации (наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 500 руб. до 2 500 руб., на должностных лиц - от 10 000 до 15 000 руб., на юридических лиц - от 300 000 до 500 000 руб. Сомнения в конституционности нормы возникли именно из-за величины указанной санкции. Общество считает, что положения части 5 статьи 19.8. КоАП, вводя не дифференцированный в зависимости от имущественного положения юридического лица административный штраф, который для него как малого предприятия является значительным, не допуская возможности снижения административным органом или судом законодательно установленного размера этого штрафа и тем самым не позволяя учесть характер административного правонарушения, размер причиненного вреда и степень вины правонарушителя - юридического лица, нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности.

Судом было установлено, что нормы неконституционны в той мере, в какой предусмотренная ими значительная величина минимального штрафа не позволяет во всех случаях назначить справедливое и соразмерное наказание. В связи с чем, на практике не исключается ситуация, когда указанный минимальный штраф превращается из меры воздействия, направленной на предупреждение правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. В связи с этим, в КоАП РФ должны быть внесены изменения.

До принятия поправок размер штрафа, назначаемого юридическому лицу за указанное правонарушение, может быть снижен антимонопольным органом или судом на основе данной позиции КС РФ.

Законотворчество

Опубликован Проект Федерального закона N 196666-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям".

Проект расширяет основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; устанавливает материальную ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство; закрепляет обязанности налогоплательщика-организации получать почтовые отправления налоговых органов по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, что позволит исключить факты сообщения налогоплательщиками недостоверных адресов, затрудняющих переписку с налогоплательщиками и доставку документов налогового органа; предоставляет органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, права на получение доступа к информации, содержащей банковскую тайну (на основании решения суда).

Проект также устанавливает уголовную ответственности за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств в валюте РФ и (или) в иностранной валюте, а также дорожных чеков либо внешних или внутренних ценных бумаг.

Налоговое право. Добросовестность контрагентов

Опубликовано Письмо ФНС России от 17.10.2012 N АС-4-2/17710 "О рассмотрении обращения".

В Письме сообщается, что Налоговым кодексом РФ не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам по их запросам информацию об исполнении контрагентами налогоплательщиков обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, или о нарушениях ими законодательства о налогах и сборах. При этом обращено внимание на то, что сведения налогового органа о представлении контрагентом налоговой декларации, в том числе не "нулевой", не является подтверждением его благонадежности, поскольку достоверность отчетности, а также реальность осуществления контрагентом финансово-хозяйственной деятельности может быть подтверждена только после проведения выездной налоговой проверки.

Факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности, и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

Отмечено также, что на официальном сайте ФНС России в сети Интернет размещена информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, а также сведения об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (так называемые адреса "массовой" регистрации, характерные, как правило, для "фирм-однодневок"), и наименования юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

Проверка этой информации может быть свидетельством, помимо прочего, проявления должной осмотрительности.