Информационный Бюллетень
об ограничении государственных закупок иностранных ЖНВЛП
Декабрь 2015
30 ноября 2015 года было принято Постановление Правительства РФ N 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Постановление»). Постановление вступает в силу 10 декабря 2015 года .
Ниже приведен краткий обзор Постановления.
Ограничение госзакупок иностранных лекарственных препаратов
Постановление вводит ограничения на госзакупки иностранных лекарственных препаратов в соответствии с т.н. принципом «третий лишний»: в случае если при осуществлении государственных и муниципальных закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее – «
ЖНВЛП») , поданы как минимум 2 разные заявки, содержащие предложения лекарственных препаратов, происходящих из стран-членов Евразийского экономического союза (далее – «
ЕАЭС») , любые иные заявки, которые содержат предложения лекарственных препаратов,
происходящих из иностранных государств (за исключением государств-членов ЕАЭС), должны быть отклонены заказчиком. Данное правило применяется, в том числе и в тех случаях, когда предметом одного контракта (лота) являются два и более лекарственных препарата, и страной происхождения хотя бы одного из предлагаемых в заявке лекарственных препаратов не является страна-член ЕАЭС.
При этом в Постановлении подчёркивается, что указанное ограничение касается лекарственных препаратов с одним международным непатентованным наименованием (далее – «
МНН») или, в случае его отсутствия, с одним химическим или группировочным наименованием . Таким образом, в случае одновременного наличия 2 и более предложений
дженериков, происходящих из стран-членов ЕАЭС, а также референтного лекарственного препарата, происходящего из третьего государства, Постановление предписывает сделать выбор в пользу одного из дженериков.
При этом обращаем внимание на то, что данное ограничение не касается:
- закупок лекарственных препаратов частными медицинскими и аптечными организациями;
- закупок лекарственных препаратов, не включенных в перечень ЖНВЛП.
Установленное Постановлением ограничение распространяется, в том числе, и на фактическое исполнение обязанностей по поставке лекарственных препаратов в рамках соответствующей закупки (замена указанного в заявке лекарственного препарата или изменение страны его происхождения при непосредственном заключении и исполнении контракта не допускается).
Происхождение лекарственных препаратов
Происхождение лекарственных препаратов из стран ЕАЭС должно подтверждаться сертификатом о происхождении, выдаваемом органами стран ЕАЭС в соответствии с Правилами определения страны происхождения (далее – «
Правила»), являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Ялта, 20 ноября 2009 г.; далее – «
Соглашение»).
В соответствии с указанным Соглашением, страной происхождения товара по общему правилу считается государство-участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с указанными Правилами.
Исключения
Постановление предусматривает ряд исключений из общего правила об ограничении госзакупок иностранных лекарственных препаратов. Так, рассматриваемое ограничение не применяется в следующих случаях:
- если информация о госзакупке лекарственных препаратов (извещение о закупке или приглашение принять участие в определении поставщика закрытым способом) опубликована на сайте
http://www.zakupki.gov.ru до вступления Постановления в силу (10 декабря 2015 г.);
- если закупка лекарственных препаратов осуществляется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации, официальными представительствами Российской Федерации при международных организациях и иными заказчиками, осуществляющими свою деятельность на территории иностранного государства, для целей обеспечения своей деятельности;
- если осуществляется закупка лекарственных препаратов, которые происходят не из стран-членов ЕАЭС, и при этом на территории стран-членов ЕАЭС осуществляется исключительно первичная (потребительская) и вторичная (потребительская) упаковка таких лекарственных препаратов с обеспечением выпускающего контроля качества (до 31 декабря 2016 года включительно).