ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | Июнь 2012
30.06.2012

Июнь 2012

Акционерные общества

 1. Опубликован Приказ ФСФР России от 02 февраля 2012 г. № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров», изменяющий порядок проведения годовых и внеочередных общих собраний акционеров закрытых и открытых акционерных обществ.

 Положение, в частности, предусматривает дополнительные возможности направления предложений в повестку дня и требования о проведении внеочередного собрания курьерской службой. Установлен порядок определения даты поступления и внесения предложений и требований в зависимости от выбранного способа их направления.

Предусмотрено, что акционерное общество обязано проводить общее собрание акционеров по месту нахождения или в ином месте, указанном исключительно в уставе общества (до момента вступления Приказа в силу – «иное место» может быть указано во внутренних документах общества).

 Предусматриваются  также особенности участия в общем собрании управляющих компаний паевыми инвестиционными фондами, а также лиц, голосующие акции которых обращаются за пределами РФ в форме депозитарных ценных бумаг. Так, депозитарии должны будут сообщить счетной комиссии число акций, в отношении которых им получены указания (инструкции на голосование). Акции, на которые владельцы не дали инструкций на голосование, в определении кворума не участвуют. 

 Дополнены и детализированы правила, касающиеся порядка голосования на общем собрании акционеров, определения кворума, подсчета голосов. Так, кворум следует объявлять в момент открытия собрания, а также после завершения обсуждения последнего вопроса повестки, но до начала голосования акционерами, которые еще не проголосовали. Установлен перечень сведений, которые должны включаться в протокол об итогах голосования на общем собрании акционеров.

 Исключены положения, которые устанавливали требования к содержанию годового отчета общества, выносимого на утверждение общим собранием акционеров.

 Приказ вступит в силу через шесть месяцев после его опубликования. С этой же даты не будет подлежать применению Положение ФКЦБ РФ от 31.05.2002 N 17/пс «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров», предусматривающее аналогичные требования.


 2. Опубликован Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 77-ФЗ "О внесении изменения в статью 84.2 Федерального закона "Об акционерных обществах".

 Закон об АО обязывает лицо, которое приобрело более 30% общего количества акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам, направить акционерам - владельцам остальных акций соответствующих категорий (типов) и владельцам эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в такие акции, публичную оферту о приобретении у них таких ценных бумаг. П. 8 ст. 84.2 Закона об АО содержит исключения из данного правила. Согласно внесенным изменениям, такие исключения дополняются безвозмездной передачей акций между публично-правовыми образованиями. В частности передача из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность, из собственности субъекта РФ в федеральную или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.


Нотариат

 Опубликовано Постановление Правительства РФ от 1 июня 2012 г. N 543 "Об утверждении перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей".

 Постановлением устанавливается перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей. В частности, по договору займа (залоговому билету) документом,  необходимым для взыскания задолженности в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи является договор займа (залоговый билет). По договору хранения — договор хранения или именная сохранная квитанция. По договору проката — договор проката; документ, подтверждающий передачу арендодателем имущества арендатору; расчет задолженности арендатора, подписанный арендодателем и содержащий информацию о суммах и датах получения исполнения в счет погашения обязательств должника по соответствующему договору.


Проведение конкурсов и аукционов

 Опубликованы Разъяснения ФАС России от 05.06.2012 "по применению статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ) и Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (с учетом изменений, внесенных Приказами ФАС России от 20.10.2011 N 732 и от 30.03.2012 N 203)".

В частности, ФАС России разъясняет что: 
• подача заявки на участие в торгах является акцептом оферты в соответствии со статьей 438 ГК РФ;
• договор, заключенный по результатам торгов ранее, чем через 10 дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов, является ничтожным, как несоответствующий требованиям ст. 168 ГК РФ;
• заключение дополнительных соглашений, изменяющих существенные условия договора без проведения торгов, является нарушением требований Закона о защите конкуренции, поскольку указанные условия согласованы в момент заключения договоров на торгах;
• заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которых утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.


Финансовый мониторинг

 Вступил в силу Указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу", в соответствии с которым утверждается новое Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу.

 Положением закрепляется, что Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности других федеральных органов исполнительной власти.
 
 Особое внимание в Положении уделено полномочиям и организационной структуре Росфинмониторинга. В частности, на службу возложены новые функции - национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент РФ (ранее руководство осуществляло Правительство РФ).


Хозяйственные партнерства

 Опубликован Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 19 апреля 2012 г. N 12-26/пз-н "Об облигациях хозяйственных обществ, которые могут вноситься в складочный капитал хозяйственного партнерства".

 1 июля 2012 года вступил в силу Федеральный закон "О хозяйственных партнерствах" от 03 декабря 2011 N 380-ФЗ. Приказом устанавливается, что в складочный капитал хозяйственного партнерства
могут вноситься облигации хозяйственных обществ, срок погашения которых не наступил, и которые соответствуют хотя бы одному из следующих требований:
• облигации включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже или ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;
• облигации хозяйственного общества, номинальная стоимость которых в совокупности с номинальной стоимостью иных размещенных и находящихся в обращении облигаций того же хозяйственного общества не превышает размер его уставного капитала;
• облигации, исполнение обязательств по которым обеспечивается залогом, поручительством, банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией.

 Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 9 июня 2012 г. и вступает в силу с 1 июля 2012 г.


Судебная практика. Отстранение конкурсных управляющих

 Опубликовано Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.05.2012 N 150 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих». ВАС РФ на примере конкретных судебных решений, разъяснил вопросы о правомерности, в частности:
• отстранения конкурсного управляющего при отсутствии доказательств, подтверждающих точный размер убытков, так же как и при фактическом отсутствии убытков, если установлена возможность причинения убытков в результате допущенных им нарушений. Для отстранения конкурсного управляющего достаточно самой вероятности причинения убытков, то есть отстранение возможно даже в случае, когда убытки не причинены, но имеется возможность их причинения. 
• совместного рассмотрения жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на действия конкурсного управляющего и ходатайства этого лица об отстранении конкурсного управляющего. Из п. 1 ст. 145 Закона о банкротстве следует, что вопрос об удовлетворении жалобы, и вопрос об отстранении могут рассматриваться в одном судебном заседании.
• отказа в удовлетворении ходатайства об отстранении конкурсного управляющего на основании факта неуказания в протоколе собрания кредиторов допущенных конкурсным управляющим нарушений, послуживших основанием для принятия решения об обращении в суд с ходатайством об отстранении конкурсного управляющего;
• отстранения конкурсного управляющего по ходатайству лиц, участвующих в деле, без установления факта причинения или возможности причинения убытков в результате допущенного конкурсным управляющим нарушения;


Судебная практика. Гражданский процесс

 1. Опубликовано Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", принятое в связи с внесением в ГПК РФ изменений о проверке в апелляционной инстрации законности судебных актов принятых в первой инстанции судов общей юрисдикции.

ВС РФ обращается внимание на то, что апелляционная жалоба, представление могут быть поданы не только на решение суда в целом, но и на его часть, например резолютивную или мотивировочную, по вопросам распределения судебных расходов, обеспечения исполнения решения и по другим вопросам, разрешенным судом при принятии решения.

 Особое внимание уделяется вопросам срока и порядку подачи апелляционной жалобы. В частности, указывается, что подача апелляционной жалобы, представления непосредственно в суд апелляционной  инстанции (а не через суд, принявший решение) не является основанием для их возвращения заявителю. Также затронуты вопросы исчисления сроков в случаях составления мотивировочной части решения суда первой инстанции после резолютивной, а также в некоторых случаях подачи жалобы посредством почтового отправления; рассмотрение апелляционной жалобы и одновременно поставленного вопроса о восстановлении пропущенного срока; обстоятельства, которые могут быть отнесены к уважительным причинам пропуска срока подачи апелляционной жалобы; основания оставления апелляционной жалобы без движения для исправления имеющихся недостатков процедуры ее подачи.

 ВС РФ рассмотрены действия суда апелляционной инстанции после поступления дела с апелляционной жалобой или представлением (назначение к рассмотрению нескольких апелляционных жалоб по одному делу; отказ от апелляционной жалобы до вынесения апелляционного определения);

 В постановлении раскрывается содержание понятия "интересы законности", с учетом которых суд апелляционной инстанции вправе проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований апелляционной жалобы; обстоятельства, позволяющие признать уважительными причины невозможности представления новых доказательств в суде первой инстанции; допущенные судом первой инстанции нарушения, которые не могут быть отнесены к формальным и позволяющим отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

 2. Опубликован Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012.

 В Обзоре представлена подборка материалов по гражданским, административным и уголовным делам, иллюстрирующих выводы судов по спорным ситуациям. В частности, рассмотрен спор по защите прав потребителей в отношении технически сложных товаров. Так, судом указывается, что под существенным недостатком технически сложного товара, выявляемым неоднократно, понимаются различные недостатки всего товара, выявленные два и более раза. При этом каждый из указанных недостатков товара в отдельности должен делать товар несоответствующим требованиям, установленным преамбулой Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

 Отдельное внимание в обзоре уделено вопросам реализации права на обращение в суд и взысканию судебных расходов. Так, на работника, обратившегося в суд с требованием, вытекающим из трудовых отношений, не может быть возложена обязанность по оплате судебных расходов работодателя, в пользу которого состоялось решение суда.