Появление личных фондов в российском праве
Новая форма некоммерческих организаций – личный фонд («ЛФ») – появилась в российском правопорядке относительно недавно[1]. Нововведение было направлено на создание эффективного правового механизма для управления и защиты активов состоятельных граждан. У собственников крупного отечественного бизнеса больше нет необходимости использовать аналогичные инструменты, ранее существовавшие только заграницей.
ЛФ является унитарной некоммерческой организацией. Цель ЛФ – управление имуществом гражданина как при жизни, так и после его смерти в интересах выгодоприобретателей[2]. Чтобы создать ЛФ, гражданин (учредитель) единолично и/или супруги (учредители) должны безвозмездно передать ЛФ имущество стоимостью не менее 100 000 000 рублей (на основании произведенной оценки его рыночной стоимости). ЛФ создается на определенный срок либо бессрочно.
Стоит отметить, что конструкция ЛФ позволяет оградить имущество учредителя от требований кредиторов: по общему правилу, учредитель и ЛФ несут субсидиарную ответственность по обязательствам друг друга только в первые 3 года существования фонда, и лишь в исключительных случаях этот срок может быть продлен судом до 5 лет.
По состоянию на 1 августа 2024 года в России насчитывалось 48 ЛФ, причем значительная часть из них (32) была учреждена только в этом году.
Команда АГП разобралась в основных вопросах последних изменений в законодательстве о личных фондах, вступивших в силу в августе этого года[3].
§I Общие вопросы
C 8 августа 2024 года полномочия по регистрации ЛФ перешли от Минюста России к ФНС России. В связи с этим появилась и возможность подачи заявления для регистрации ЛФ через нотариуса, как это ранее было установлено для юридических лиц иных организационно-правовых форм, регистрацию которых осуществляет ФНС России. Сократились также нормативные сроки регистрации создания ЛФ: 3 рабочих дня в ФНС России против 22 рабочих дней, применимых при регистрации юридических лиц в Минюсте России[4].
Личные фонды теперь в целом выведены из-под действия Закона о некоммерческих организациях[5].
Еще одним нововведением стало закрытие для третьих лиц информации об учредителях ЛФ в ЕГРЮЛ. Они более не будут общедоступными.
Претерпел изменения и Закон о коммерческой тайне[6], допускающий распространение режима коммерческой тайны на следующие сведения о ЛФ:
Наконец, появилось новое основание для принудительной ликвидации ЛФ – «осуществление фондом деятельности, указанной в законодательстве об иностранных агентах»[7]. Ликвидация в таком случае осуществляется по решению суда по иску уполномоченного органа[8].
§ II. Вопросы имущества личного фонда и его распределения при ликвидации
В части регулирования вопросов имущества ЛФ в законодательство внесены следующие изменения:
Новая редакция п. 1 ст. 123.20-4 ГК РФ[9]:
«1. Личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом, а также иным имуществом в соответствии с утвержденными им условиями управления.»
Сравнение редакций п. 4 ст. 123.20-4 ГК РФ:
|
Напоминаем, что ЛФ по общему правилу создается одним лицом. Исключение предусмотрено для случаев учреждения фонда супругами, передающими в ЛФ общее имущество. Законодатель уточнил порядок распределения имущества в отношении ликвидируемых фондов, учрежденных совместно супругами: если к моменту передачи имущества учредителям[10] брак между супругами расторгнут, то оставшееся после ликвидации имущество ЛФ передается в общую долевую собственность учредителей в равных долях, если иное не предусмотрено их соглашением или решением суда.
§ III. Применение иностранного права к ЛФ и передача споров в арбитраж
Часть третья ГК РФ дополнена положением, допускающим возможность выбрать иностранное право в качестве применимого к отношениям с участием ЛФ, его учредителя, выгодоприобретателей, а также лиц, входящих в состав органов ЛФ, если эти отношения осложнены иностранным элементом, например, когда в них участвуют иностранные лица или граждане. Оговорка о применимом праве должна быть включена в устав ЛФ.
Отныне в законе прямо предусмотрена возможность передать на рассмотрение третейского суда всех или части споров между ЛФ, учредителем (учредителями), выгодоприобретателями и членами органов управления ЛФ. Соответствующее арбитражное соглашение (арбитражная оговорка) должно быть включено в устав ЛФ
(ч. 7.2 ст. 7 Закона об арбитраже[11]).
* * *
Мы продолжаем внимательно следить за развитием событий в сфере законодательства о личных фондах и будем информировать обо всех ключевых изменениях, которые могут отразиться на текущей и будущей деятельности собственников отечественного бизнеса.
[1] Федеральный закон от 01.07.2021 № 287-ФЗ «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации».
[2] Выгодоприобретателями ЛФ могут быть физические лица, в том числе учредитель (учредители), а также юридические лица, за исключением коммерческих организаций. Информация о выгодоприобретателях публично не раскрывается.
[3] Федеральный закон от 08.08.2024 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон от 08.08.2024 № 237-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
[4] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
[5] Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
[6] Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
[7] Виды деятельности иностранных агентов установлены ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
[8] Государственный контроль за деятельностью иностранных агентов в настоящий момент осуществляет Минюст России.
[9] Гражданский кодекс Российской Федерации.
[10] При отсутствии возможности определить выгодоприобретателей или иных лиц, которым подлежит передача оставшегося после ликвидации фонда имущества в соответствии с условиями управления фондом.
[11] Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации».