ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | Май 2012
31.05.2012

Май 2012

Налоговый контроль

 Опубликован Приказ Федеральной налоговой службы от 10 мая 2012 г. N ММВ-7-2/297@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".

 Приказом сформулирована концепция выездных налоговых проверок, в частности, при выборе объектов для проведения таких проверок, налоговый орган учитывает также информацию, поступающую в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных  контролирующих органов, о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы, неоформлении трудовых отношений и иную аналогичную информацию.

 Также приказ закрепляет, в качестве основания для выездной проверки, непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п.

 Приведен расчет налоговой нагрузки и рентабельности проданных товаров, продукции, работ, услуг и активов организаций по видам экономической деятельности, в процентах за 2011 г. Если налоговая нагрузка ниже средней по отрасли либо уровень рентабельности значительно отклоняется от среднестатистического для данной сферы, это может послужить причиной выездной налоговой проверки.


Государственный надзор. Защита прав потребителей

 Опубликовано Постановление Правительства РФ от 2 мая 2012 г. N 412 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей".

 Положением установлено, что федеральный государственный надзор в этой области осуществляется должностными лицами Роспотребнадзора и  включает в себя организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей"; систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований и многое другое.

 Закрепляются полномочия должностных лиц, осуществляющих надзор. Так должностные лица имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов информацию и документы по вопросам защиты прав потребителей, беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа проходить на соответствующую территорию в здания и помещения, проводить отбор проб и образцов товаров, составлять протоколы об административных правонарушениях, обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей.


Сведения о налогоплательщиках

 Опубликован Приказ Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2012 г. N ММВ-7-6/111@ "Об утверждении Порядка представления пользователям сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков".

 Приказ определяет общие правила представления налоговыми органами сведений из ЕГРН. Так, организации или физические лица могут получить сведения о себе в полном объеме, о других налогоплательщиках – только ИНН и КПП. Сведения об организации или физическом лице могут быть предоставлены органам государственной власти, правоохранительным органам, судам и некоторым другим органам.

 Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются на основании запроса поданного в произвольной форме. Запрос может быть представлен непосредственно,  через представителя или по почте в любой налоговый орган независимо от адреса лица, подавшего запрос или лица, о котором запрашиваются сведения. Также, возможно подать запрос в электронной форме (он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью). Приказ закрепляет перечень документов, которые необходимо прикрепить к запросу, для получения сведений. Сведения предоставляются в срок не более 5 рабочих дней после получения запроса налоговыми органами.

 Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 27 апреля 2012 г. Регистрационный №23968.


Защита конкуренции

 На сайте ФАС РФ размещен Приказ Федеральной антимонопольной службы от 20 января 2012 г. N 23 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению запросов о необходимости согласования сделок в соответствии с частью 6 статьи 8 Федерального закона от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

 Законом о защите конкуренции закрепляется, что сделки, влекущие установление контроля иностранного инвестора или группы лиц, в которую он входит, над стратегическими хозяйственными обществами, предварительно согласовываются с ФАС России. В случае если при совершении сделки факт установления контроля не очевиден, то заявитель вправе подать в ФАС запрос о необходимости согласования такой сделки. Рассмотрение такого запроса является государственной услугой. Заявителями могут выступать иностранный инвестор, юридическое или физическое лицо, входящее в группу лиц с иностранным инвестором.

 Приказ определяет круг заявителей, требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги, и месту размещения информации по вопросам предоставления таких услуг, равно как и порядок обжалования решений и действий  должностных лиц ФАС России.
 
 В Приказе содержится исчерпывающий перечень документов, прилагаемых к запросу. Запрос рассматривается в срок, не превышающий 30 дней со дня его регистрации в ФАС России, после чего заявителю должен быть направлен ответ по существу. После этого ФАС России информирует Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации о рассмотренном запросе и подготовленном ответе.

 Определяется порядок обжалования решения и действий или бездействий ФАС России, ее должностных лиц во внесудебном порядке. Срок рассмотрения жалобы - 15 рабочих дней со дня регистрации.

 Приказ зарегистрирован в Минюсте России 11 мая 2012 г. № 24109. Приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования, однако приказ официально опубликован не был.


Таможня

 Опубликована информация ФТС России «О реализации ФТС России Решения Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 899».

 Согласно Решению, с 17 июня 2012 года на территории Таможенного союза вводится обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта.

 В связи с этим, на всех автомобильных пунктах пропуска эксплуатируется автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, которая позволяет принимать и использовать предварительную информацию. Эта информация подается через сайт Федеральной таможенной службы, не позднее, чем за 2 часа до планируемого ввоза любого товара, следующего автомобильным видом транспорта на таможенную территорию Таможенного союза.

 Решение предусматривает некоторые категории товаров, которые не требуют предварительного информирования, в частности, товары, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, товары, перемещаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, и некоторые другие.


Государственная регистрация

 Опубликован Приказ Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".

 Так, в новых формах документов учтены изменения, внесенные в законодательство, в том числе, касающиеся правил регистрации ООО. Приказ уделяет особое внимание порядку заполнения таких форм. Например, изменилась форма заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (N Р13001). В связи с предусмотренным законодательством требованием о нотариальном заверении подписи заявителя в новой форме появилось поле, заполняемое нотариусом.

 Приказ зарегистрирован в Минюсте РФ 14 мая 2012 г. Регистрационный №24139.


Судебная практика. Налогообложение прибыли иностранных организаций

 ВАС РФ рассмотрел заявление о признании п. 5.3 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, не соответствующими Налоговому Кодексу РФ, а также Конвенции от 26.11.1996 между Правительством РФ и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и недействующим в той мере, в какой он препятствует налогоплательщикам (иностранным организациям, осуществляющим свою деятельность в РФ через постоянные представительства) признавать расходы, передаваемые иностранной организацией своему постоянному представительству по методу начисления.

 ВАС РФ пришел к выводу о недопустимости понуждения иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ  через постоянные представительства, признаваемых плательщиками налога на прибыль в РФ, признавать дату передачи иностранной организацией своему представительству расходов, учитываемых для целей налогообложения, в качестве обстоятельства, препятствующего учету названных расходов в налоговом (отчетном) периоде, к которому они относятся, если содержащаяся в соответствующем сообщении информация позволяет определить надлежащий налоговый (отчетный) период.


Законотворчество. Защита конкуренции

 На сайте ФАС РФ опубликован Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции». Законопроектом предлагается исключить уведомительный контроль ряда сделок (действий) экономической концентрации. К числу таких сделок, которые после принятия законопроекта не будут требовать уведомления антимонопольного органа, относятся:

• действия по созданию коммерческой организации в результате слияния коммерческих организаций (или присоединению к коммерческой организации), если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная выручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, превышает 400 млн. рублей;
• действия по созданию финансовой организации в результате слияния финансовых организаций (или присоединению к финансовой организации), если суммарная стоимость активов по последним балансам финансовых организаций, деятельность которых прекращается в результате слияния не превышает величину, установленную Правительством Российской Федерации;
• сделки по приобретению акций (долей), прав и (или) имущества, если суммарная стоимость активов по последнему балансу или суммарная выручка от реализации товаров лица, приобретающего акции (доли), права и (или) имущество, и его группы лиц и лица, акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права, в отношении которого приобретаются, и его группы лиц за календарный год, предшествующий году осуществления таких сделок, превышает 400 миллионов рублей и при этом суммарная стоимость активов по последнему балансу лица, акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются и (или) права, в отношении которого приобретаются, и его группы лиц превышает 60 миллионов рублей.

Предполагается, что принятие законопроекта позволит существенно сократить административную нагрузку на предпринимателей и позволит антимонопольным органам сосредоточиться на крупных сделках, оказывающих существенное влияние на конкуренцию.


Законотворчество. Государственные и муниципальные закупки

 В Госдуму представлен на рассмотрение Проект Федерального закона N 68702-6  "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг". Проект направлен на комплексное совершенствование законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формирование федеральной контрактной системы, а также утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.

 Проект Федерального закона регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием закупок, мониторингом, надзором, контролем и аудитом за соблюдением установленных требований, в целях обеспечения гласности и прозрачности осуществления закупок, проведением процедур отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 Особое внимание уделяется размещению на официальном интернет-сайте планов закупок и результатов аудита контрактов; установлению запрета на заключение контракта с единственным поставщиком в случае, если процедура проведения конкурса не состоялась; ведению института общественного контроля за государственными закупками и введению антидемпинговых мер, а именно - установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование.

 В Проекте предусмотрено положение о создании общественного совета по контролю за государственными закупками, наделенного полномочиями, вплоть до включения членов совета в конкурсные комиссии заказчиков.
 
 Принятие Проекта, потребует признания утратившим силу Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ  "О размещении заказов на поставки товаров; выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".