ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | Юридическая фирма: новые бизнес-модели?
25.12.2009

Юридическая фирма: новые бизнес-модели?

О развитии бизнес – модели юридических фирм в ближайшие 2 – 3 года:
«Говорить о том, как будет развиваться юридический бизнес в 2011-2012 годах и какие бизнес-модели будут использоваться крупными юридическими фирмами, сегодня, как мне кажется, просто невозможно, т.к. юридический бизнес является полностью производной величиной от общего состояния экономики в стране, а что с ней будет в эти годы всерьез и детально не берется предсказывать никто.

Что касается 2010 года, то, по-видимому, крупные юридические фирмы будут вынуждены продолжить процесс оптимизации своих внутренних расходов. Это связано, прежде всего, с тем, что подобной оптимизацией расходов (в том числе на внешних консультантов) озабочены практически все коммерческие предприятия и их клиенты, а также с общим существенным снижением объемов заказов на юридические услуги, что обусловлено общим снижением коммерческой активности. Думаю, что с учетом этих двух факторов, крупные юридические фирмы будут вынуждены все больше использовать outsourcing и работать по заказам их клиентов в кооперации с небольшими и значительно более дешевыми юридическими офисами. Это позволит им удерживать своих клиентов и сохранять свое место на рынке, одновременно вписываясь в урезанные бюджеты клиентов на внешних консультантов».

О почасовой ставке и новых подходах к ценообразованию:
«Почасовая ставка уже давно потеряла то значение, которое она имела еще пару лет назад. В подавляющем числе случаев сегодня существуют только согласованные с клиентом бюджеты.

Мы уже давно перешли на установление твердых тарифов на определенные виды работ. Кроме того, мы бюджетируем многие работы, которые раньше предлагали делать на почасовой основе, применяя гибкую систему дисконтов в зависимости от общего объема заказа.

С некоторыми организациями, имеющими юридические службы, мы иногда практикуем работу наших молодых юристов под непосредственным контролем внутренних юристов клиента. Это позволяет решать задачи, стоящие перед клиентом в оптимальных ценовых диапазонах».

О внутреннем плане по часам как критерий продуктивности юристов и партнеров:
«Внутренний план по часам для юристов может работать только в условиях предсказуемой и постоянной загрузки, а в условиях значительной волатильности с поступлением заказов, он теряет смысл.

Объем биллинга будет оставаться одним из главных критериев оценки эффективности работы, как партнера, так и юриста фирмы, но он будет выражаться в основном в абсолютных денежных цифрах, а не в биллинговых часах и денежном выражении, как это практиковалось раньше».

О появлении новых правовых технологий для решения стоящих перед клиентами задач:
«Новыми эти технологии являются для нашей российской юридической практики, т.к. до этого кризиса нам не приходилось их активно применять в нашей работе. Это, прежде всего, касается очень многопланового процесса реструктуризации задолженностей и процедур финансового оздоровления компаний. В нынешних условиях все большее применение получают процедуры медиации для урегулирования спорных отношений. Сегодня во многих случаях и кредиторы, и должники заинтересованы в осуществлении упомянутых процедур, т.к. это дает и тем и другим шансы как получить причитающееся, так и сохранить бизнес, при этом, не прибегая к затяжным и дорогостоящим судебным баталиям, на которые у них остается все меньше моральных сил и средств».