ENG
А+ | А-
Главная | Аналитика | Информационный Бюллетень. Обзор изменений законодательства. Апрель-Май 2013
19.06.2013

Информационный Бюллетень. Обзор изменений законодательства. Апрель-Май 2013

Информационный Бюллетень
Обзор изменений законодательства
Апрель-май 2013

Изменения в Гражданский кодекс РФ

Опубликован Федеральный Закон «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – «ГК РФ»).

В рамках реформирования гражданского законодательства приняты поправки в ГК РФ, касающиеся вопросов совершения сделок, недействительности сделок, представительства в гражданских правоотношениях и сроков исковой давности. Подробнее с информацией об этих изменениях можно ознакомиться в специальном Информационном Меморандуме нашего бюро от 03 июня 2013 г.

Акционерные общества

Опубликован Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 47-ФЗ «О внесении изменения в статью 41 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее – «ФЗ об АО»).

Внесены изменения в статью ФЗ об АО, касающуюся порядка осуществления преимущественного права приобретения акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.

Из общего правила о 45-дневном сроке действия преимущественного права сделано исключение для акционерных обществ-кредитных организаций, 50 и более процентов обыкновенных акций которых принадлежат Российской Федерации. Для случая, когда цена размещения (или порядок ее определения) установлена решением о размещении, а дополнительные акции или эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, размещаются путем открытой подписки и оплачиваются деньгами, предусмотрен сокращенный минимальный срок преимущественного права  - не менее 8 рабочих дней с момента раскрытия информации, содержащейся в уведомлении о реализации преимущественного права.

Изменения вступили в силу 18 апреля 2013 г.

Госзакупки

Опубликован Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – «Закон»).

Цель Закона – создать организационную основу контрактной системы в России, повысить прозрачность и предотвратить злоупотребления в системе планирования госзакупок, размещения госзаказов и исполнения госконтрактов. С момента вступления в силу Закон заменяет собой действующий ФЗ РФ № 94-ФЗ от 21.07.2005 г.

Новый Закон устанавливает требования к составлению и обоснованию планов закупок, планов-графиков закупок на финансовый год, нормированию объемов товаров, работ, услуг и т.д. Описываются методы определения начальной максимальной цены госзакупок. Закон предусматривает меры для борьбы с демпингом: в случае снижения участником конкурса начальной цены более чем на 25 % контракт заключается с ним только при условии предоставления обеспечения исполнения контракта, которое превышает более чем в полтора раза размер обеспечения согласно конкурсной документации. Вместо повышенного обеспечение в ряде случаев возможно предоставление свидетельства о добросовестности исполнителя.

Способы организации госзакупок - аукционы, конкурсы, запрос котировок, закупки у единственного поставщика – дополнены такими способами, как запрос предложений и проведение совместных конкурсов/аукционов. Согласно изменениям при проведении аукциона на электронных площадках последние обязаны возвращать как полученное от участников обеспечение, так и доход с него. Предусматривается возможность проведения централизованных закупок через создаваемые или действующие уполномоченные органы власти или казенные учреждения. Закон закрепляет право на заключение контрактов одновременно и на поставку товаров, и на последующие их эксплуатацию и обслуживание. Особый порядок заключения госконтрактов определен для поставок высокотехнологических и инновационных товаров (работ, услуг). В изъятие из принципа национального режима применительно к закупкам товаров (работ, услуг) иностранного происхождения предусмотрена возможность установления Правительством РФ запретов или ограничений доступа таких товаров (работ, услуг) либо по его поручению - условий доступа таких товаров (работ, услуг).

Новшеством является прямое закрепление допустимости одностороннего отказа от госконтракта (если соответствующее право в нем предусмотрено). Тем самым подводится итог существовавшим в судебной практике неоднозначным подходам к вопросу о самой возможности одностороннего отказа в системе госконтрактов. При одностороннем отказе контрагент имеет право на возмещения только «фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта». Новый закон детализирует особенности изменения и расторжения госконтрактов.

В отличие от действующего ФЗ № 94-ФЗ Закон предусматривает проведение мониторинга и аудита в сфере закупок. По результатам мониторинга и аудита конкретная закупка может быть признана необоснованной, что влечет выдачу предписания об устранении нарушения и привлечение к административной ответственности. Закон вводит институт общественного контроля – создание общественного совета по контролю за госзакупками, закрепляет иные требования. Так, например, госзакупки на сумму более 1 млрд. рублей должны проходить общественное обсуждение.

Для целей обеспечения прозрачности госзакупок создается единая информационная система, в которую заносятся данные обо всех заключенных госконтрактах, недобросовестных поставщиках, планах закупок, результатах мониторинга закупок, реестре банковских гарантий на обеспечение заявок на участие в конкурсе и исполнение контрактов и т.д.

Вводится институт контрактных служб, создаваемых заказчиками с годовым объемом закупок более 100 млн. рублей, и контрактных управляющих – для остальных заказчиков. Контрактные службы/ управляющие ответственны за подготовку документов о госзакупках и осуществление обмена с единой информационной системой.

Большая часть положений Закона вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением отдельных положений, вступающих в силу позднее.

Судопроизводство

Опубликован Федеральный закон от 22 апреля 2013 г. N 61-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и статью 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее – «ГПК» и «АПК», соответственно).

Согласно изменениям в ГПК реорганизация юридического лица, которое является стороной в деле или третьим лицом с самостоятельными требованиями, больше не является основанием, в соответствии с которым суд обязан приостанавливать производство по делу. Суд теперь вправе приостановить производство по делу до определения правопреемника юридического лица.

В свою очередь согласно изменениям в АПК суд обязан приостанавливать производство по делу в случае смерти как гражданина-стороны в деле, так и гражданина-третьего лица, заявляющего самостоятельные требования. Таким образом, унифицируется правило о приостановлении производства по делам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Трудовое право. Дистанционные работники

Опубликован Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Трудовой кодекс РФ (далее – «ТК») дополнен главой 49.1. «Особенности регулирования труда дистанционных работников».

Дистанционной работой является выполнение работником предусмотренных трудовым договором трудовых функций вне места нахождения работодателя или объекта, прямо или косвенно находящегося под его контролем, при условии взаимодействия с работодателем посредством информационно-телекоммуникационной сети общего пользования. При этом дистанционный характер работы должен быть прямо указан в трудовом договоре.

Трудовой договор с дистанционным работником может быть заключен посредством обмена электронными документами с обязательным направлением заказным письмом с уведомлением надлежаще оформленного экземпляра трудового договора на бумажном носителе. Посредством обмена электронными документами работодатель знакомит работника с внутренними локальными актами. В случае заключения трудового договора впервые дистанционному работнику по соглашению сторон трудовая книжка может не оформляться. В этом случае документом о трудовой деятельности и трудовом стаже является экземпляр трудового договора.

В трудовом договоре, помимо прочего, указывается порядок и сроки обеспечения необходимым оборудованием, средствами работы или порядок компенсации за использование дистанционным работником собственных оборудования и средств, обязанность использования средств защиты информации, режим работы, порядок предоставления отпуска.

Персональные данные

Опубликован Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных» и Федерального закона «О персональных данных» (далее «Закон» и «Конвенция Совета Европы», соответственно).

В целях эффективного исполнения положений ФЗ РФ «О персональных данных» и Конвенции Совета Европы внесены соответствующие изменения в ТК РФ, ГПК РФ, ФЗ «О связи», ФЗ «Об актах гражданского состояния, ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и др. Изменения направлены на защиту субъектов персональных данных при обработке их персональных данных различными органами, организациями, физическими и юридическими лицами и соблюдение требований закона о персональных данных.

19 апреля 2013 г. Минюстом РФ зарегистрирован Приказ Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 15 марта 2013 г. № 274 «Об утверждении перечня иностранных государств, не являющихся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных» (далее – «Перечень»).

Перечень иностранных государств, не являющихся участниками Конвенции Совета Европы, но обеспечивающих адекватную защиту персональных данных при их обработке, утвержден для целей соблюдения требований закона при осуществлении трансграничной передачи персональных данных. Напомним, что оператор персональных данных до начала трансграничной передачи данных обязан убедиться, что соответствующее иностранное государство обеспечивает адекватную защиту прав субъектов персональных данных. В противном случае оператор персональных данных обязан дополнительно запросить письменное согласие субъекта персональных данных на такую передачу. До утверждения данного Перечня возникал вопрос о достаточности общего согласия субъекта на обработку его персональных данных или необходимости получения специального согласия в письменной форме для трансграничной передачи его персональных данных.

Законотворчество. Публично-правовые компании

4 апреля 2013 г. Правительством РФ в Государственную Думу РФ внесен проект федерального закона № 252441-6 «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – «Законопроект»).

В целях повышения степени прозрачности деятельности государственных компаний предлагается ввести новую организационно-правовую форму юридического лица - публично-правовую компанию (далее – «Компания»).

Согласно Законопроекту публично-правовая компания представляет собой некоммерческую унитарную организацию, созданную Российской Федерацией, наделенную публично-правовыми функциями и полномочиями и осуществляющую свою деятельность в интересах государства и общества. Декларируются цели создания Компании:
- проведение государственной политики;
- оказание госуслуг и управление госимуществом;
- обеспечением модернизации и инновационного развития экономики;
- осуществление управленческих и контрольных функций в отдельных сферах экономики;
- реализация особо важных госпрограмм и проектов;
- выполнение иных публично-правовых полномочий.
Компания отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением того, на которое не может быть возложено взыскание в соответствии с федеральным законом. Российская Федерация не несет ответственности по обязательствам Компании, также как и Компания не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Имущество Компании формируется за счет имущественного взноса Российской Федерации, имущества, переданного в порядке правопреемства, добровольных имущественных взносов, доходов от собственной деятельности и иных поступлений, закрепляется за Компанией на праве собственности и используется для достижения целей деятельности.

Законопроект устанавливает три способа создания публично-правовой компании: на основании федерального закона, решения Правительства РФ и в порядке реорганизации госкомпании (корпорации) или акционерного общества, единственным участником которого является Российская Федерация.

Законопроект предусматривает следующие органы управления Компанией - наблюдательный совет, правление и генерального директора.

Согласно законопроекту Компания осуществляет свою деятельность в соответствии со стратегией деятельности – плановым документом, определяющим направления деятельности Компании на срок не менее трех лет. Помимо этого закрепляется правомочие Компании инвестировать временно свободные средства в объекты инвестирования, разрешенные Правительством. Предусматривается, что порядок совершения отдельных видов сделок (в т.ч. крупных и с заинтересованностью) определяется уставом Компании или решением о ее создании.

Судебная практика. Иностранные лица

Президиумом ВАС РФ подготовлен проект Информационного письма «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением дел с участием иностранных лиц» (далее – «Проект»).

В Проекте Президиум ВАС РФ разъясняет некоторые вопросы, касающиеся компетенции арбитражных судов, особенности определения применимого (коллизионного) права, установления содержания норм иностранного права, установление статуса иностранных лиц и особенности применения обеспечительных мер по делам с участием иностранных лиц.

Так, Президиум считает, что арбитражный суд компетентен рассматривать споры между двумя иностранными лицами, если их соглашение о выборе компетентного суда не затрагивает исключительную компетенцию иностранных судов истца или ответчика. В случае отсутствия в пророгационном соглашении указания на конкретный суд в Российской Федерации, как указывается в Проекте, действуют общие императивные нормы АПК РФ о подведомственности и подсудности. Президиум указывает, что соглашение о порядке разрешения споров, в котором только одной стороне предоставлено альтернативное право на выбор арбитража или компетентного государственного суда, не лишают другую сторону аналогичного права выбора, что вытекает из общих принципов осуществления защиты гражданских прав.
Предлагается использовать подход, при котором ссылки сторон в обоснование своей позиции в суде на одно и то же применимое право следует рассматривать как соглашение сторон о выборе применимого материального права.
При установлении содержания норм иностранного права, когда сторона, обязанная предоставить сведения о содержании норм иностранного права, не предоставляет их, она теряет право ссылаться на неустановление арбитражным судом содержания иностранного права (если суд принял достаточные для того меры). Арбитражный суд вправе считать нормы иностранного права установленными, если сторона предоставила соответствующее заключение специалиста, а другая его не опровергла.

При установлении юридического статуса и процессуальной правосубъектности иностранного лица арбитражный суд, как сказано в Проекте, применяет «нормы о его личном законе». При этом доказательства, подтверждающие постоянное местонахождение иностранного лица для целей налогообложения, не являются надлежащими для целей определения его личного закона. Отмечено также, что легализационная надпись или проставление апостиля, подтверждающие подлинность документов и статус юрлица, должны проставляться на оригиналах документов. Не требуют обязательной консульской легализации или апостиля доверенности от имени иностранного лица, совершенные в простой письменной форме на территории иностранного государства.

В отношении применения обеспечительных мер Президиум ВАС РФ разъясняет, что юрисдикция суда по применению обеспечительных мер может не совпадать с юрисдикцией по основному спору. Обеспечительные меры могут приниматься судом, который обладает эффективной юрисдикцией, в рамках которой обеспечительные будут эффективно исполнены (т.е. по месту нахождения заявителя, денежных средств или имущества либо по месту нарушения прав заявителя). При этом принятие иностранным судом таких обеспечительных мер как, например, запрет на участие в рассмотрении спора компетентным российским судом (т.е. в иной юрисдикции) не препятствуют рассмотрению спора последним в силу принципа суверенного равенства государств и не влечет юридических последствий на территории России.